Библейские проповеди
Предательство и избавление
30.01.2000

Библейские чтения: Псалмы 53 и 54.

Во вступлении к Псалму 53 сказано, что это учение Давида, и говорится в нем о времени, «когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не у нас ли скрывается Давид?» Описываемый инцидент воспроизведен в 1 книге Царств 23:19-28. Это был осознанный акт предательства со стороны зифеев, так как они принадлежали к тому же племени, что и Давид. Иисус Навин 15:24 сообщает нам, что город Зиф был частью наследия Иуды.

Предательство зифеев подчеркнуто в стихе 1 Царств 23:20, когда они говорят Саулу: «Царь, иди; а наше дело будет предать его в руки царя». Саул одобряет их продолжать выслеживать Давида и сообщать ему о каждом его шаге. Через это Давид чуть не попал в руки Саула, ибо в стихе 26 мы читаем: «Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их». Давид говорит в Псалме 16:9,11, что его враги окружают его, и мы знаем, беря в расчет пророческий элемент Псалмов, что точно также окружали враги и Иисуса Христа, замышляя Его уничтожение.

Бог помог Давиду уйти от Саула и в этот раз и во многих других случаях, подтверждая принцип, изложенный в Римлянам 8:31: «Если Бог за нас, кто против нас?» В данном случае, когда казалось, Давид вот-вот попадет в руки Саула, до слуха царя дошли известия о нападении на Израиль филистимлян, и Саулу срочно пришлось возвращаться, чтобы дать им отпор (1 Царств 23:27,28). Признавая руку Божию в своем избавлении от Саула, Давид говорит (Псалом 53): «Бог помощник мой» (стих 6), «ибо Ты избавил меня от всех бед» (стих 9).

Следующий Псалом (54), стихи 12-14, ссылается на предательство Давида Ахитофелом, который был для него другом и советником. Эти стихи также пророчески говорят о предательстве Иисуса Иудой Искариотом. Конечно, Иуда не был советником Иисуса в том плане, каким был Ахитофел для Давида, но он был среди друзей и апостолов Иисуса: «Друг мой и близкий мой».

Обстоятельства измены Ахитофела и его перехода на сторону Авессалома воспроизведены в 2 Царств 15, а стих 31 этой главы сообщает нам, что Давид умоляет Бога разрушить совет Ахитофела. Между тем, «советы Ахитофела считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога» (2 Царств 16:23). Поэтому неудивительно, почему Давид переживал потерю такого советника. Но в ответ на молитву Давида, один из советов Ахитофела действительно был разрушен, и Давид благодаря этому вновь смог спасти свою жизнь.

Однако интересно отметить, что молитва Давида была исполнена только частично, ибо некоторые советы Ахитофела были приняты Авессаломом. Так по его совету Авессалом вошел к наложницам отца и сделал это на виду у всего Израиля. В этом, несомненно, заключался процесс смирения Давида за его грех с Вирсавией. Но это не говорит в пользу Ахитофела, который потерял свою репутацию, бросив Богом помазанного царя и в довершение всего советует Авессалому открыто совершить прелюбодеяние. Здесь урок для всех нас: наши советы и наши действия должны не выходить за рамки истин, которых мы придерживаемся.

Почему Ахитофел так легко изменил Давиду? Надо помнить, что он был дедом Вирсавии (2 Царств 11:3 и 23:34) и вполне вероятно носил скрытую обиду на Давида за его поступок, и когда подвернулся случай отомстить, он тут же им воспользовался. Как бы то ни было, за свою измену он заплатил жизнью. Он дал совет Авессалому, как наилучшим образом и быстрее всего уничтожить Давида – начать его преследование немедленно. Совет был мудр, ибо Давид в спешке покинувший Иерусалим был измучен, как физически, так и духовно. Но Бог заставил Авессалома последовать совету Хусии, симпатии которого были на стороне Давида. Совет Хусии состоял в том, чтобы Авессалом собрал большую армию со всего Израиля и возглавил бы ее лично (2 Царств 17:11). Совет был глуп (преднамеренно), ибо на это ушло много времени, что дало Давиду возможность уйти в безопасное место, но он сыграл на гордыне царского сына: он пойдет во главе большого войска и лично захватит в плен Давида, своего отца.

Когда Ахитофел увидел, что его совет проигнорирован, он понял, что мятеж Авессалома обречен на провал и ему придется отвечать перед Давидом за свое предательство. Не дожидаясь последствий, он пошел в свой город и удавился.

Как нам известно, это событие нашло свое отражение в жизни нашего Господа Иисуса Христа. Иуда Искариот, один из доверенных учеников Иисуса, предал его, выдав иудейским вождям место, где они могли бы схватить Его вдали от людей. Но и Иуда, подобно Ахитофелу окончил тем же от страха перед тем, что он сотворил помазаннику Божьему.

В Псалме 54 стихи 21,22 Давид, описывая акт измены, говорит: «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой; уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи». Эти стихи применимы одинаково, как к Ахитофелу, так и к Иуде, но что касается первого случая, Бог помог Давиду избежать рук тех, кто искал уничтожить его: как мы читаем в 2 Царств 17:14: «Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела». Это было прямым ответом на молитву Давида и принесло ему избавление.

Однако в случае с нашим Господом Иисусом Христом этого не произошло. Он был схвачен, мучим и затем распят. Но всё это, как нам известно, было в соответствии с планом Божьим, Который избавил Его из могилы на третий день, не позволив «святому (Своему) увидеть тление» (Псалом 15:10).

Знаменательно, когда Давид бежал из Иерусалима от мятежа Авессалома, он, как сообщает 2 Царств 15:23, «перешел поток Кедрон». Иоанн 18:1 говорит, что Иисус сделал тоже, когда вышел из Иерусалима и вошел в Гефсиманский сад, чтобы затем быть там схваченным в результате предательства Иуды. В этом одно из интереснейших совпадений между отвержением Давида многими из его людей, и отвержением Иисуса иудеями. Печальное отражение людского непостоянства, когда тщеславные и неразборчивые в средствах личности, вроде Авессалома, в состоянии похитить сердца людей и повернуть их против человека, который столько сделал для них. Этот инцидент повторился в равной степени, когда иудеи сделали глупый выбор в пользу разбойника Вараввы, отвергнув при этом своего истинного Царя. Писание предупреждает нас: «Не следуй за большинством на зло» (Исход 23:2), но это как раз то, что происходит, когда люди руководствуются общественным мнением, а не словом Божиим.

Есть еще одна ссылка на предательство Ахитофела, когда Давид в Псалме 40:10 говорит: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Этот стих цитировал Иисус во время последней вечери, когда давал завет Своим ученикам о преломлении хлеба и употреблении вина, то есть завет о Его воспоминании.

После краткого разбора этих событий мы видим, с какой легкостью человек попадает под действие своих эмоций и ложных идей, вместо того чтобы обстоятельно разобраться в том, что от него требует Бог в каждом конкретном случае. Это особенно актуально в эти последние дни, когда мы подвергаемся многократному воздействию со стороны окружающего нас мира, что вполне может сбить нас с дороги, ведущей в Царство Божие. Но Писание ясно предупреждает нас о серьезных последствиях, если мы сойдем с тропы Истины, и оставим завет Господа о Его воспоминании. Поступая так, мы изменим нашему Учителю в точности, как изменил Давиду Ахитофел, и как изменил Христу Иуда. Апостол предупреждает: «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»

Будем же наставлены примером Слова Божьего: оставаться преданными тому, к чему мы призваны – великой Надежде Израилевой. Мы должны быть уверены, что как Бог избавил от могилы Своего Сына и даровал Ему жизнь вечную, точно также наш Небесный Отец по Своей великой милости избавит нас от рабства греха и смерти в день возвращения нашего Господа Иисуса Христа. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение 22:20).

Дэвид Миллер (30.01.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.