Библейские проповеди
Эсфирь
27.11.2021

Библейские чтения: Есфирь 3-4; Амос 8; Послание Филимону.

Иногда критики задаются вопросом, следует ли включать книгу Есфирь в Библию, потому что нигде в книге не упоминается имя Бога. Однако нам нужно только разок внимательно прочитать ее, чтобы оставить любые сомнения и увидеть, как эта книга обильно наполнена духовными образами и аллегориями, из которых мы можем получить для себя множество наставлений.

Есфирь гл.1 начинается с того, что мы переносимся в третий год правления персидского царя Артаксеркса, жившего в то время, когда мидяне и персы были могущественной правящей державой на Ближнем Востоке, после падения Вавилонской империи. Имея женою царицу Астинь (Вашти), царь Артаксеркс был очень горд тем, что женат на первой красавице в царстве. Он решает продемонстрировать ее красоту придворным и князьям на устроенном им пиру. Но Астинь отказывается прийти. В результате, Артаксерксу советуют найти себе новую царицу из-за презрения, которое выказала ему Астинь. Итак, на сцене появляется молодая Эсфирь.

Сразу можно увидеть контраст между этими двумя женщинами: царицей Астинь, бросившей вызов своему мужу, и Эсфирью, которая станет любимой царицей Артаксеркса. Астинь олицетворяет непокорную человеческую природу в отличие от духовной красоты Эсфири. В этих двух людях мы видим проявление нашей собственной природы. Человеческая природа дерзкая и своенравная по сравнению с духовной стороной человека – покорной, кроткой и послушной. Павел резюмирует свою собственную борьбу этих двух противоположных эмоций, когда говорит: «…потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… ибо знаю, что не живет во мне (то есть в плоти моей), доброе» (Римлянам 7:15 и 18).

Легко следовать мирскими путями, но они ведут в могилу без всякой надежды вернуться к жизни. Итак, давайте усерднее стараться следовать путями Бога, ведущими к жизни вечной.

Есфирь гл.2 дает нам еще один принцип, который мы, как ученики Христа, должны развивать. Нам нужно подготовиться к встрече с нашим Учителем. Эсфирь не могла быть представлена своему мужу, Артаксерксу, пока она не подготовилась с помощью Гегая, хранителя женщин. Мы находим особую связь между Эстер и Гегаем.

«И понравилась эта девица (Есфирь) глазам его (Гегая) и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и всё, назначенное на часть ее… и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома» (Есфирь 2:9).

Эсфирь была красивой женщиной не только внешне, но и внутренне. Похоже, она была вежливой, охотно выслушивала и прислушивалась к советам, и вела себя по-доброму с окружающими. Все эти аспекты характера мы должны стремиться развивать и в себе. Если мир считает нас грубыми, высокомерными и оскорбительными, это плохо отразится на репутации того, кого мы любим и кому служим, – на репутации Иисуса Христа. Он был человеком, полным кротости и смирения, любившим праведность. Есфирь возрастала в благодати перед всеми, кто знал ее: «И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее… И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее» (Есфирь 2:15 и 17).

Подобно Эсфири, мы должны подготовиться к встрече с нашим женихом и будущим царем, чтобы обрести благодать и расположение в очах Господа Иисуса Христа. Читая Откровение 19:7, мы понимаем важность хорошо подготовиться ко встрече с нашим Господом: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя».

Как царский венец был возложен на голову Эсфири во время ее свадебной церемонии, так и с Божьей помощью на наши головы будет возложен венец праведности.

Мы могли бы подумать, что коронация Эсфири должна стать подходящим завершением ее истории, но в жизни верующего такое бывает редко. Трудные времена приходят и уходят, и мы должны пройти через них с молитвой и верой в Бога и Его обещания. Именно об этом и посвящена остальная часть книги Есфирь. По мере того как разворачиваются события, происходящие с Эсфирью и ее народом, мы не оставляем никаких сомнений в том, что божественная рука действовала среди них.

Мардохей, дядя Эсфири, происходил из колена Вениамина. Он стал опекуном своей молодой кузины, когда ее родители умерли. Мардохей отказался преклониться перед Аманом Амаликитянином, потому что тот происходил из народа, который олицетворял зло в глазах Бога. Однажды царя Саула Бог послал уничтожить амаликитян, но он не выполнил свой долг, и амаликитяне выжили. Аман ненавидел евреев и хотел уничтожить не только Мардохея, но и весь его народ.

Есфирь смело рискнула своей жизнью, отправившись к царю без приглашения, чтобы спасти свой народ. Несомненно, мы видим здесь отголоски заповеди Иисуса, данной в Евангелии от Иоанна 15:12,13, где Иисус ободряет своих учеников: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

К этому Эсфирь и была готова. Ее народ, Израиль, был близок к уничтожению. Сама она, как сказал Мардохей, тоже не сможет избежать этой участи, как только ее национальность будет раскрыта. Осознав это, она помолилась и пошла к царю.

Мардохей и Эсфирь вместе создавали прекрасную картину гармонии и единения. Были времена, когда Эсфири нужно было напомнить, что мы должны порой рисковать в нашем служении Богу. Но Мардохей всегда был готов помочь и поддержать ее, когда она больше всего в этом нуждалась. Он был ее советником и утешителем.

Когда Господь Иисус Христос в последний раз говорил со своими учениками перед распятием, он был обеспокоен тем, что без него они просто погибнут. Итак, он пообещал им «утешителя» (Иоанна 16:7), который придаст им уверенности идти и проповедовать евангельскую весть. Нам сказано, что этот «утешитель» был «духом истины» (стих 13) или силой Святого Духа. Именно его мы имеем в эти последние дни в письменной форме – в Библии, где записано всё, что Господь Иисус Христос сделал для нас; где есть совет, есть утешение и прекрасная весть о спасении. Более того, как это было у Эсфири, и у нас есть привилегия молиться, приносить наши прошения, представлять наши проблемы, наши надежды и выражать благодарность нашему Небесному Отцу.

Книга Есфирь завершается установлением праздника Пурим. Даже по сей день евреи всего мира раз в год празднуют то, как Бог избавил их от врага. Праздник называется Пурим, или «Жребий», потому что «Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур (жребий) об истреблении и погублении их» (Есфирь 9:24).

Вспоминая нашего Господа через хлеб и вино, мы тоже можем радоваться, потому что наш великий враг, Грех, был уничтожен Господом Иисусом. Ученики были опечалены, когда увидели, что их Господь Иисус был арестован и распят. Но их горе обратилось в радость, когда они увидели его живым, восставшим из мертвых.

Итак, давайте молиться о том дне, когда Иисус будет: «…великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего» (Есфирь 10:3).

Родерик Титли (29.11.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.