Библейские проповеди
Работники виноградника
18.07.2020

Библейские чтения: 2 Царств 3; Иеремия 9; Матфей 20.

Евангелисты находились под действием и водительством Святого Духа, что позволило им донести до нас точное описание жизни и учения Господа Иисуса. В то же время, Бог использовал характер и таланты этих четырех писателей, чтобы они представили свои собственные воспоминания о Христе. Например, Лука, который был врачом, описывает наибольшее количество чудес исцеления по сравнению с тремя другими рассказчиками. Хорошо различим и его особый интерес к низшим слоям иудейского общества – женщинам, самарянам и нищим.

Матфей был иудеем, и поэтому его евангелие изобилует цитатами из Ветхого Завета, показывающими, что Иисус был Христом и Мессией, предсказанным пророками. Слова «да сбудется реченное Господом через пророка» встречаются в его повествовании тут и там. Однако Матфей был еще и образованным предпринимателем, собиравшим налоги для римлян. Его работа заключалась в том, чтобы собирать пошлину со стоимости товаров и сельскохозяйственной продукции, которую переправляли по главным римским дорогам из Галилеи в другие области. Эти дороги использовались торговцами из самых разных народов, и передвигавшиеся по ним люди имели при себе деньги в разной валюте того времени. Матфей должен был хорошо знать и текущий обменный курс, и номинал самых разных монет. По причине имевшихся у него знаний в этой области, мы и обнаруживаем, что в своем евангелии он без труда называет всевозможные монеты, которые Иисус использовал в своих проповедях и учениях.

«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» (Матфей 10:9). Именно такое наставление дал Иисус ученикам, когда посылал их проповедовать благие вести о Божьем Царстве. Каждое из греческих слов, обозначавших собой тот или иной денежный номинал, представляло конкретную монету, находившуюся в обращении в Израиле. Однако Марк, описывающий те же самые события в параллельных местах, опускает такие подробности. Он ограничивается общими словами, такими как «деньги», «медь» и «сребренники».

Монета, о которой упоминается в сегодняшнем чтении в Матф. 20 – это «динарий». Динарий был обычной римской монетой, которую римский солдат получал за один день своей службы. Поэтому, когда владелец виноградника платил эту же сумму денег нанятым им случайным работникам за один день их труда на его земле, то такую плату следует признать щедрой. Эта деталь в притче свидетельствует о том, что Бог, который и выступает в ней в роли владельца виноградника, весьма щедр. Он хорошо представляет себе то отчаяние, которое должны были испытывать труженики, искавшие себе работу на день, но так и не сумевшие её найти. Он знал, что когда для них наступит время возвратиться домой, то они ничего не смогут принести ни своим женам, ни детям, так что семьи их останутся голодными. Он пожалел их и дал каждому по динарию. Мы должны испытывать самую настоящую благодарность за то, что наш Бог – не суровый хозяин, а любящий и весьма милостивый Господь, как мы читаем о том в книге Исход 34:6.

Иудеи, слушавшие Иисуса (также как и те, кто читают Евангелие от Матфея), были научены еще одной притче о винограднике, которую в Ветхом Завете рассказывает пророк Исайя. Она находится в пятой главе его книги. Эта притча звучит как песнь, посвященная Божьей любви к Израилю, и также она передает Его разочарование по причине неспособности народа Израилева произрастить сочные плоды винограда: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Исаия 5:1,2).

Несмотря на всю любовь, которую Господь питал к Израилю и Иуде на протяжении многих лет и целых поколений, они не слушали Его. Им не удалось принести плод праведности, веры и любви по отношению друг к другу. Они предпочли поклоняться иным богам, страдая от недостатка веры и упования на истинного Бога, избравшего их в качестве Своего собственного народа.

Есть и еще одна притча о винограднике, рассказанная Иисусом. В этой истории, иудеи, которые выступали в роли работников, арендовавших и возделывавших виноградник, перестали отдавать его хозяину часть урожая в уплату за аренду. Они били Божьих посланников, которых Он посылал к ним за причитающимися Ему плодами, а под конец убили Его сына. В результате, виноградник обрел себе новых арендаторов, которые стали платить вовремя. Этими новыми работниками стали мы. Бог явил нам Свою любовь в том, что призвал нас и избрал к тому, чтобы мы превратились в учеников Его Сына и стали соучастниками Его Царства. И чего же Он ожидает от нас как от новых тружеников в Своем винограднике? Пророк Исайя в пятой главе своей Книги описывает языком притчи труд, который должен совершаться в нем. В шестом стихе говорится про обрезание ветвей, вскапывание земли и борьбу с сорняками – работа, требующая постоянного внимания и регулярного выполнения. Обрезание ветвей является чрезвычайно важным условием успешного виноградарства, потому что если этого не делать, то лоза обрастет длинными ветвями, которые покроются листвой, но не будут плодоносить. Само дерево при этом станет выглядеть весьма привлекательно, но вся его жизненная сила уйдет в листву, а не в сочные гроздья винограда, лежащего в основе деятельности любого виноградаря. Еще одно непременное условие заключается во вскапывании земли виноградника. Сам по себе этот труд весьма нелегкий и монотонный, однако он позволяет избавиться от многочисленных и разнообразных сорняков, которые в противном случае поглотили бы собой все виноградные деревья.

Эти оба вида деятельности заключают в себе важные уроки. Дело в том, что в своей духовной жизни мы должны избавляться от дурных наклонностей и свойств, унаследованных нами от Адама. Апостол Павел называет их «…вожделениями плоти» (Гал. 5:16). Они подобны сорнякам и волчцам, которые отвергает Бог. Эти вожделения появились в результате проклятия, возложенного Богом на Адама. Помимо этого, однако, мы должны еще заботиться о том, чтобы приносить плод Духа: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Это требует обрезания и удаления из нашей жизни тех вещей, которые выглядят привлекательно, как те зеленые листья, стремящиеся разрастить по всем ветвям виноградной лозы. И болезни, заставляющие нас страдать, и наша смертная природа, и потребность в работе для обеспечения самой своей жизни – всё это служит причинами беспокойства и тревоги, и боли, доставшихся нам в наследство от Адама. Но наше призвание в качестве учеников Христа требует от нас развития и взращивания нового естества по примеру Господа, и одновременной борьбы со всеми своими старыми проблемами. Это нелегкая задача и тяжелый труд, подобный «тягостям дня и дневному зною» из сегодняшней притчи в Евангелии от Матфея.

Но можно ли говорить о том, что нанятые в виноградник работники действительно заработали по динарию? Ответом на этот вопрос будет «нет». Никто из нас не может протянуть руку к Богу и сказать, что Он «должен нам» место в Его Царстве! Даже после длительного труда и перенесенных тягот и страданий мы всё равно остаемся грешниками. Мы не заслуживаем того, чтобы жить вечно. Спасаемся мы только по милости Божьей. Он щедро дает нам гораздо больше того, что мы заслуживаем. Павел говорит в своем Послании Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8,9). Мы должны обрезать все свои плотские похоти и развивать в себе добрый плод Духа, но само наше спасение зависит только от милости. Оно есть дар Божий.

В конце предыдущей главы Петр, обращаясь к Иисусу, говорит: «Вот, мы оставили всё и последовали за тобою; что же будет нам?» (Матф. 19:27). И действительно, многие ученики, такие как Матфей, оставили свое ремесло ради того, чтобы присоединиться к Иисусу. Какая же, спрашивает Петр, им за это будет награда? Ответ Иисуса показывает, что мы не должны думать о Царстве как о чем-то заработанном или заслуженном нами. Многие иудеи считали, что если они будут должным образом соблюдать большинство заповедей Закона Моисеева, то в этом случае Бог обязан будет предоставить им вечную жизнь. Однако Спасение не подобно какой-нибудь торговой сделке, которую стороны заключат на основе приобретаемой выгоды. Иисус сказал, что многие, кто считают себя первыми, в итоге окажутся последними (ст. 30). Динарий вечной жизни – это дар великодушного Бога.

В Откровении Иисуса Христа Иоанн описывает находящихся с Агнцем следующими словами: «суть званые и избранные и верные» (Откр. 17:14). Мы являемся «зваными и избранными». Бог уделил нам трудиться в Его винограднике. Быть и оставаться «верными» Ему – это наша обязанность. Посредством веры мы развиваем в себе тот же характер, что был у Иисуса Христа, и стараемся поступать так, как поступал он.

Сразу же по завершении притчи о работниках в винограднике, Иисус в третий раз говорит о предлежащих ему страданиях, казни и воскресении в Иерусалиме. Любовь и великодушие Бога в совершенстве усматриваются в смерти Его Сына, которую он принял на кресте. Иисус не заслуживал всего этого, но он по своей собственной воле вызвался стать жертвой за наши грехи. Простые символы хлеба и вина, которые мы теперь берем в свои руки, свидетельствуют о любви, сострадании и прощении, даруемых нам нашим Небесным Отцом и Его Сыном, нашим Господом Иисусом Христом.

Дэвид Енсел (19.07.2020г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.