Библейские проповеди
Неизменные милости, обещанные Давиду (Деяния 13:34)
2.11.2019

Библейские чтения: 2 Паралипоменон 32; Даниила 12; Деяния 13.

Представьте себе Павла и Варнаву, прибывших в Антиохию Писидийскую, о чем мы читаем в Деяниях 13:1. Как и Филиппы, Антиохия была римской колонией, аванпостом империи. Это был известный город, его называли второй столицей Анатолии (это территория современной Турции). Антиохия имела все стандартные атрибуты римской городской цивилизации: театр на 15000 мест, римскую баню и монументальный фонтан. Среди местных достопримечательностей во времена Павла выделялся переход, состоявший из трех арок, который выходил на большую площадь. Там был и храм, который, возможно, был посвящен римскому императору Августу, который умер за 30 лет до этого. Возле него, возможно, на внутренних стенах перехода можно было прочитать памятные надписи, посвященные Августу, рассказывающие о его жизни и победах.

Когда Павел впервые посетил этот римский город, там жили как евреи, так и язычники, хотя позже национальный состав мог измениться. Павел и Варнава направились к синагоге, зашли туда и сели. Появление нового человека в какой-то сформировавшейся группе обычно вызывает повышенный интерес. После службы, чтений закона и пророков Павла вызвали на разговор.

Люди ждали, что же скажет этот новый человек. Будет ли он ссылаться на труды раввинов? Из Деяний 22:3 мы знаем, что Павла учил Гамалиил, широко известный и уважаемый человек среди евреев. Однако Павел, водимый Святым Духом, произнес живую речь, это были слова живого Бога, записанные в Писании.

В Деяниях 13:16 описывается, что он начал свою речь с обращения как к евреям («мужи Израильтяне»), так и к язычникам («боящиеся Бога»). То же он повторил и в стихе 26. Как и апостол Стефан, чью смерть Павел никогда не забывал, он напомнил слушателям историю Израиля. Он рассказал, как Бог избрал праотцов израильского народа, как Бог вывел народ из Египта, истребил народы в Ханаанской земле и в конце избрал Давида в качестве их царя (стих 22). Но если Стефан в своей речи больше внимания уделил событиям в пустыне, то Павел бóльший акцент сделал на царе Давиде, человеке по сердцу Бога. Иисус был потомком Давида, как это и было обещано Богом (стих 23). Как и Пётр в Деяниях 2, Павел подчеркнул, что евреи убили его в Иерусалиме, но Бог воскресил его из мертвых (стихи 27-30). В стихе 35 Павел привел цитату из Псалма 15:10, показывая, что у Бога всегда была такая цель.

Как это контрастирует с бахвальством императора Августа! Этот человек объявил себя богом, но он умер. Его портрет и записи о его великих достижениях были высечены на камнях каменотесами. Понятно, что по прошествии времени такие каменные мемориалы постепенно превращаются в пыль.

Иисус же был от Бога, он полностью победил силу смерти и сейчас восседает по правую руку от Бога. Он никогда больше не умрет! Он приносит спасение тем, кто через него приходит к Богу. Его великое достижение в победе над грехом и смертью постоянно помнят живые люди, которых он пришел спасти.

Проходят столетия и люди начинают спрашивать, что же сделали давно умершие люди и почему они это сделали. Или же отрицают, что какие-то исторические события произошли в реальности! В противоположность этому, в живом Слове Бога точно записано, что сделал Иисус и другие библейские персонажи в их жизни. Также в Божьих книгах, в Книге жизни (Откровение 3:5 и 20:12) и в Памятной книге (Малахия 3:16,17) точно и навсегда записывается всё, что мы делаем в нашей жизни! Это то, что о нас помнит Бог и это самое важное.

В стихе 34 Павел цитирует другое место: «А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно». Это цитата из Исаии 55:1,2. Если рассмотреть эту фразу в контексте, она наполнена большим смыслом и очень воодушевляющая. В этих стихах Бог пылко взывает ко всем, кто хочет жить. Он зовет людей к воде, чтобы они покупали и ели то, что бесценно. Хлеб, о котором здесь идет речь, это не тот обычный хлеб, который выпекается в печи, который насыщает на короткое время, а потом снова хочется есть. «Истинный хлеб» (Иоанна 6:32) – это то, что насыщает наш разум и должно нас духовно поддерживать вечно.

В стихе 3 мы читаем: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду». Мы знаем, чем заканчивается жизнь человека: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4). Наша жизнь мимолетна, она появляется на короткое время и исчезает как пар. Нам же предлагают жить не короткой жизнью, полной проблем, испытаний, греха и старения, но вечной, безгрешной жизнью в единстве с Богом через Его сына. И всё это начинается со слышания Божьего слова: мы должны «послушать» (это слово повторяется, чтобы подчеркнуть важность идеи, в Исаии 55:3). Он говорит: «Приклоните ухо». Мы должны приблизить свое ухо, чтобы ничего не пропустить, и прийти к Нему. И другого пути нет. Мы должны позволить Ему учить нас, мы должны понять, что Его Слово является Его откровением. Это те базовые вещи, на которых Он приглашает нас к себе. Мы можем узнать о Боге через Его слово, а потом через Господа Иисуса, ставшим воплощением слова, живой реальностью (Иоанна 1:14).

А поскольку жизнь, которую предлагает Творец, является вечной жизнью, вполне логично, что этот вечный завет подтвержден кровью, и не просто чьей-то кровью, а кровью самого Божьего Сына. Это такой же завет, какой был заключен с Авраамом, на который ссылается Павел в Деяниях 13:32: «…обетование, данное отцам…».

Но какое это имеет отношение к «неизменным милостям, обещанных Давиду» (Деяния 13:34)? Завет «неизменный»: в этом контексте это значит утвержденный, достоверный, твердый. Это потому, что он гарантирован «Богом верным (используется то же самое слово), который хранит завет Свой и милость» (Второзаконие 7:9). А о каких милостях идет речь в Деяниях 13:34? Из контекста использования этого слова и в привязке к завету можно сделать вывод, что речь идет о заветной любви.

Замечательным образом эти же слова использованы в обещании, которое Бог дал Давиду в 2 Царств 7:1216. Хотя Давид умрет (стих 12), Бог восстановит его семя и «…милости моей не отниму от него» (стих 15). На самом деле Бог идет еще дальше: Дом Давида и его царство будет существовать вечно перед ним, то есть перед его собственными глазами (стих 16), ясно указывая на то, что Давид будет воскрешен. Давид верил: «Ты Бог, и слова Твои непреложны» (стих 28).

То есть под «непреложными милостями, обещанными Давиду» на самом деле подразумевается «вечный завет». Воскресение из мертвых является самой главной целью Бога. Но просто воскрешение из мертвых не является окончательной целью Бога – это только начало! Он чудесным образом преобразует нашу греховную, плотскую природу, он сделает нас подобными Иисусу, который безгрешен и освобожден от смерти. Он победоносно уничтожит смерть.

Эта надежда ясно показана в середине нашего чтения из Даниила 12:2,3: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». Но это приглашение адресовано тем, кто пожелает внимательно прислушаться к Божьему слову и потом прийти к Нему через Иисуса и пить воду жизни.

Бог сделал всё это возможным через Господа Иисуса. Этот неизменный вечный завет подтвержден его бесценной кровью. Поскольку он слушал каждый день своего Отца, Бог услышал его призыв о помощи и воскресил его из мертвых.

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои. Я возвещал правду Твою в собрании великом. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» (Псалом 39:2,3; 11,12).

Давайте же следовать примеру Иисуса, пусть Божье слово занимает самое важное место в нашем сердце и в нашей жизни. Давайте будем просить у Него милости и прощения. А пока мы ожидаем возвращения нашего Господа и осуществления этой надежды, давайте вспомним, что всё это стало возможным через жертву единственного Божьего Сына Господа Иисуса Христа, которого мы сейчас вспоминаем с помощью символов хлеба и вина.

Николас Вайт (3.11.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.