Библейские проповеди
Три песни веры и надежды
9.03.2019

В сегодняшнем чтении Библии содержатся три песни, посвященные вере и надежде. Все они были написаны богобоязненными израильтянами, обстоятельства жизни каждого из которых весьма сильно отличаются как с точки зрения их возраста, так и положения, и опыта. По сравнению с ХХI веком, они жили очень давно. Тем не менее, каждому из них была свойственна полная вера и убежденность в Боге, которому они поклонялись. И именно для восхваления и благодарения их Бога за Его любовь и милость мы сегодня и собрались.

Песнь Давида (Пс. 118:41-80)
Этот Псалом был написан человеком, объявленным вне закона, но впоследствии ставшим царем. Он же был верным пастырем, который однажды похитил чужую овцу. Он же правитель, которому пришлось спасаться бегством от своего собственного сына. Тем не менее, последние годы своей жизни он провел в стремлении заготовить всё необходимое для храма, который затем надлежало построить Соломону. Псалом 118 задуман таким образом, что в его основе лежит алфавитный порядок. Каждая его часть, состоящая из восьми стихов, начинается с очередной буквы еврейского алфавита, следующей по порядку от начала до самого конца. Та часть этого псалма, которая предназначена к сегодняшнему прочтению, начинается с буквы «Waw», которая в еврейской письменности выглядит подобно крючку или палаточному колышку, и тем самым, возможно, означает стабильность и уверенность.

Любовь Бога придает Давиду силу, утешение, смысл, опыт, назидание и избавление. Тем не менее, ключевой темой этого фрагмента является надежда Давида, которую он полагает в Божьи суды (ст. 43). Она служит ему утешением даже в бедствиях (ст. 50). Он дал обет повиноваться Божьему слову (ст. 57) и не забывать Его законов (ст. 51). Горести, которые испытал Давид, даровали ему ведение (ст. 67), сделавшее Закон Божий еще более драгоценным в его глазах. В результате, у него появилась истинная надежда, исполнение которой он мог теперь предвкушать (ст. 74). Кроме того, эту надежду он мог делить и с другими людьми (ст. 79).

Всё это является тем самым накопленным опытом, который имеет место в жизни каждого истинного ученика. Только в случае наступления в нашей жизни трудных и испытующих обстоятельств мы сталкиваемся лицом к лицу с духовными реалиями. Рано или поздно, но после многочисленных попыток решить возникшие трудности своими собственными силами, мы обращаемся к Господу и ищем у Него совета и поддержки. Это, в свою очередь, ведет нас к честному и непредвзятому исследованию собственных путей, и к последующему признанию своих многочисленных ошибок. Когда мы далее начинаем работать над ними, то получаем помощь от Бога. Именно Бог показывает нам единственно верный путь, ведущий через духовное поле, усеянное минами и ловушками, которые устрашали и тревожили нас столь долгое время. В итоге, со временем мы начинаем по-настоящему понимать слова апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Вдобавок мы узнаём и то, что данный процесс на этом не заканчивается. Когда мы лично получили и ощутили на себе Божью милость и благорасположение, у нас возникает обязанность делиться своей обретенной уверенностью и пониманием с теми нашими братьями и сестрами, которые тоже пребывают в горестях (2Кор. 1:4). Подобным образом, благодаря силе Всемогущего Бога, действующего в несовершенных и подверженных ошибкам человеческих существах, находятся и обретаются решения каким угодно нашим проблемам и затруднениям.

Песнь Захарии (Лук. 1:67-79)
Когда Лука, «врач возлюбленный» согласно Павлу (Кол. 4:14), стал христианином, то он, по его словам, поставил перед собой задачу тщательно изучить свою новую веру (Лук. 1:1). В итоге на свет появилось Евангелие от Луки, которое можно считать упорядоченным, детализированным жизнеописанием Иисуса Христа. Согласно его евангелию, всё началось в иерусалимском храме.

Повествование открывается с представленного нам старого священника (избранного по жребию), готового приступить к каждению в храме в назначенный день. Во время исполнения им этого обряда, около жертвенника возникает ангел Гавриил. Он успокаивает охваченного страхом священника и дает ему удивительное предсказание, суть которого сводится к тому, что его престарелая и прежде бесплодная жена родит ему сына. Появившегося мальчика следовало назвать Иоанном. Он будет назореем, которому запрещено пить вино или любой другой напиток, прошедший через брожение. С момента его появления он исполнится Святым Духом, а цель его служения будет состоять в том, чтобы «…представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:17).

Долгий жизненный опыт Захарии сделал его весьма осторожным и даже подозрительным человеком, ставящим под сомнение любое обещанное изменение в несовершенном мире. Как результат, он не смог в ту же минуту принять услышанную им замечательную весть. Он переспрашивает ангела: «По чему я узнаю это?» В итоге, ему пришлось погрузиться в безмолвие до той поры, пока его новорожденному сыну не исполнилось бы восемь дней (Лук. 1:18-20).

И вот, безмолвный Захария, в обязанности которого входило изъяснять и толковать Иудейские Писания, имел перед собой девять месяцев, на протяжении которых ему оставалось лишь размышлять над значением всего того, что он услышал от Гавриила. Будучи наставленным в уставах Закона Моисеева, он быстро осознал, что Бог вот-вот должен был вмешаться в дела человеческого мира. Когда же, наконец, родился младенец и наступило время назвать его предназначенным ему именем, дар речи вернулся к старому священнику и проявил себя в славной песне хвалы, которую тот вознес Богу (Лук. 1:67-79). Из среды дома Давидова, как то было предсказано ветхозаветными пророками, должны были явиться всему Израилю милость и спасение Божие. Иоанн, новорожденный сын Захарии и Елисаветы, должен был приготовить путь обещанному Мессии. Ему надлежало принести современникам надежду на спасение через покаяние и прощение грехов. Исполненный Духом Захария провозгласил, что всё это случилось по причине милости Божьей. Именно Бог дарует свет посреди тьмы, чтобы всякий человек мог выйти из тени смертной на путь мирный. Захария был наставлен в Законе и его предписаниях. Он осознавал необходимость нового начала и мог видеть, что Бог не забыл о Завете, который Он заключил с Авраамом и Давидом. Захария понимал, что цель всего происходившего состояла в том, чтобы Израиль мог служить Богу без страха. Кроме того, от него не ускользнуло и то обстоятельство, что его сыну надлежало сыграть ключевую роль в этом процессе. На Иоанна была возложена обязанность подготовить весь народ Израилев, и именно он должен был указать ему путь ко спасению через прощение грехов. Иоанну предназначалось возжечь свет посреди охватившей весь Израиль тьмы и указать своим современникам путь, ведущий из смерти в жизнь.

Песнь Марии (Лук. 1:46-55)
Евангелист Лука дает подробную хронологию событий. После окончания его очереди служения при храме, временно утративший дар речи Захария возвращается домой. Как и было обещано ангелом, его прежде бесплодная жена Елисавета забеременела. Однако в шестой месяц её беременности (Лук. 1:26), к молодой женщине из города Назарет, которую звали Марией, с важной вестью явился всё тот же ангел Гавриил. Когда Мария узнала от него, что её престарелая родственница тоже ждала малыша, она без промедления отправилась на юг страны, где посреди Иудейских холмов располагался дом Захарии и Елисаветы. По прибытии к ним, она выразила всю свою радость и ликование прекрасной песнью.

Песнь Марии свидетельствует о глубочайшем понимании ею Писаний, равно как и об имевшейся у неё вере и убежденности в Божьих обетованиях. Также её песнь передает оптимизм и жизнерадостность, присущую молодости. Она даже не подозревает в этот момент, что по прошествии всего лишь нескольких скоротечных месяцев ей с мужем придется бежать в Египет, чтобы спасти их родившегося младенца от параноидального и мстительного царя Ирода. День же, в который ей придется стоять у подножия креста и наблюдать за последней агонией её первенца, был сокрыт от Марии на несколько десятилетий вперед.

В своей песне хвалы она превозносит Божью силу и власть, и свидетельствует о своем смиренном положении пред Богом. Она радуется и восхваляет Его любовь и сочувствие к благоговеющим перед Ним. Она знает, что так было всегда, на протяжении всей истории мира. Ей известно, что Бог имеет всю власть и силу для смирения гордых и унижения надменных. Он легко может смещать с престола каких угодно могучих правителей. Но точно так же она понимает и то, что Он имеет и желание, и возможности награждать людей, которые жаждут правды, но отвергать как богатых, так и тех, кто надеется лишь на себя. Более всего остального она уверена, что Бог вспомнил Своей завет с Авраамом и его семенем, как Он Сам обещал то в далеком прошлом.

Лука отмечает, что Мария пробыла у Елисаветы три месяца, прежде чем возвратиться в Назарет. Таким образом, логично будет предположить, что она оставалась у своей родственницы до рождения Иоанна. Если это так, то возвращение к Захарии дара речи тоже должно было произойти у неё на глазах. Это в свою очередь означает, что она имела возможность услышать и его песнь, отражающую все те мысли и выводы, к которым он пришел за месяцы своего безмолвия.

Мы, являясь последователями Иисуса, собираемся на общие для нас встречи спустя 2000 лет со времени всех этих событий. Мы собираемся, чтобы размышлять всё о том же. Божьи обетования Аврааму и Давиду ещё не исполнились до конца, однако мы убеждены, что многие происходящие вокруг нас события в мире (главным из которых выступает восстановление Израиля как государства) свидетельствуют о скором пришествии Мессии. Ему будет предшествовать бедственное время: «…время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. 12:1). Чтобы войти в будущее Царство Божье, мы должны замечать и признавать свои ошибки, а затем раскаиваться в них и удаляться от их повторного совершения, дабы «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Бог, которому мы поклоняемся, «вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр. 13:8). Более всего остального, Он является Богом верным и праведным, и Он «простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан. 1:9).

Посему, совершим ныне по примеру Иисуса и его апостолов, собравшихся в горнице в столь далеком прошлом, преломление хлеба и испитие вина в память о нашем Спасителе.

Робин Лэмплау (10.09.2019г.)

Комментировать
Комментировать

Вы спамер?     Да   Нет