Библейские проповеди
“И они будут Моими” (Малахия 3:17)
30.12.2017

Библейские чтения: Иов 41,42; Малахия 3,4 и Откровение 21,22.

Книга Малахии содержит удивительное заключение в конце всего Ветхого Завета. Снова и снова Бог посылал Своих верных и долготерпеливых слуг, призывая Свой народ к Нему. Снова и снова (за очень редкими исключениями) люди не внимали Его призывам. От пророков Моисея, Илии, Иезекииля и, особенно, Иеремии, призывы к покаянию были отвергнуты. Порой мужчины и женщины утверждали, что они невиновны. Иногда они заявляли, что имеют право не подчиняться, а иногда даже преследовали пророков, которые пытались доставить нежелательное послание от Бога.

Потому и неудивительно, что последняя книга Ветхого Завета продолжает повествовать о том же. Малахия поступал, как и его предшественники. Он вопрошал к народу Божьему от лица Господа: «Почему вы не служите Мне?» «Но мы…», – был каждый раз ответ от людей, которых больше не тревожило дело Божье, или которые просто-напросто уже не отличали хорошего от плохого. Однако в тот момент, когда казалось, что всякая надежда потеряна, и евреи, вернувшиеся из плена, продолжат трагические неверные пути своих предков, вдруг происходит нечто неожиданное. Вероятно, и сам Малахия, никогда не получавший должного ответа на свои призывы до этого, опустился бы на колени в благодарность и похвалу. Его словам наконец уверовали и полюбили некоторые люди в Израиле.

Малахия 3:16,17: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: ‘внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его’. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» – какие прекрасные и воодушевляющие слова для нас! Как велика была эта группа людей, нам неизвестно. Часто в Писании мы читаем об «остатке» верующих и преданных, таких как в 4-я Царств 19:30-31 и в Исаии 10:21,22. Так, вероятнее всего, это было очень малое число людей, таких как Иисус Навин и Халев в пустыне, или «сыны пророков» во дни Елисея. Или, вероятно, таких, как наше всемирное (но относительно малое) сообщество христадельфиан сегодня. Господь хочет, чтобы мы воздерживались от ценностей этого мира и смотрели в будущее, – во времена царства Божьего. Нас просят быть подобными тем, кто во времена Малахии откликнулись на призыв Бога. Взгляните на эти замечательные слова благодарности об этих мужчинах и женщинах в стихе 17: «…и они будут Моими» – говорит Отец. Они будут «собственностью» Его и Господь «будет миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему».

Все эти слова полны вдохновения и наставления для нас. Бог говорит, эти люди Его, подразумевая, что они являются частью Его семьи: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Римлянам 8:17). «Вы только Мои» – Он говорит об избранных. «Я буду относиться к вам как к таковым – с заботой, милосердием и любовью». Это также обещано нам по милости Господа Бога. Два раза в 1-м Коринфянам 6:20 и 7:23 читаем, что мы «куплены дорогою ценою». В Послании Римлянам 8:39 говорится о Божьей любви к нам и о том, как ничто не может отлучить нас от любви Его. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:20).

Еврейское слово, которое в русской версии Библии звучит как «собственность» в Малахии 3:17, переводится как «необыкновенное сокровище» или «необыкновенные люди». В русском синодальном переводе оно – «собственность», «удел». В Исходе 19:5 это слово обращено ко всей нации: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…».

Итак, около 1000 лет назад призыв к каждому человеку в пустыне состоял в том, что они должны быть «особенными». К сожалению, очень редко дети Израиля заслуживали такого определения, но, во времена Малахии, немногие всё же нашлись. По мнению Бога, такие люди похожи на ювелирное украшение – заветное, ценное и красивое. Этот речевой оборот также используется в отношении экклесии в Новом Завете. В обоих писаниях, К Титу 2:14 и 1-e Петра 2: 9 говорится, что истинные верующие являются «родом избранным».

Говорится также, что верные будут помилованы Господом согласно Малахии 3:17. Здесь подразумевается снисходительное отношение – либо по причине родственных отношений, либо потому, что для них была выбрана особая роль. Очевидно, что нашкодивший в школе ребенок, воспринимается иначе своими родными. Человек, пользующийся уважением руководства, может получать определенные выгоды, недоступные для других. Впервые еврейское слово, переведенное в русской Библии, как «миловать» используется в Исходе 2:6, когда дочь фараона «открыла и увидела младенца» (Моисея) и «сжалилась над ним». Какое благословение знать, что ничем незаслуженная милость Божья распространяется и на нас, если мы раскаиваемся и исповедуем наши грехи (Притчи 28:13).

Наконец, этой послушной группе людей было обещано, что к ним отнесутся как сыновьям и дочерям, подразумевая все преимущества такого родства. Подобные слова также записаны в Псалме 102. В этом Псалме Давида есть четыре вещи, которые люди неспособны соизмерить. Все они используются в качестве символов, описывающих милость Божью, которая находится за пределами нашего понимания, и никогда не перестает:

Стих 11 «…как высоко небо над землею…» – как высоко небо? – Никто не может знать. Его невозможно достигнуть, или определить его положение.

Стих 12 «…как далеко восток от запада…» – не север от юга! Существует определенные точки, по которой исследователь может сказать, что он достиг Северного или Южного полюсов. Но где именно запад становится востоком?

Стих 13 «…как отец милует сынов…” – так и в Малахии 3:17, наш Господь изображен любящим и сострадающим родителем, который с особым трепетом относится к своим детям, ибо они Его! Стих 17: «…милость же Господня от века и до века к боящимся Его…» – такая незаслуженная милость описывается не имеющей начала и конца. Так же говорится и в Псалме 89:2.

Получается, все эти благословения даны нам, несмотря на то, что мы делаем или во что верим? Ответ – «НЕТ». Ибо вера необходима для этого, как указывает и Псалом. Кого милует Бог? Для кого Его милосердие? «…милует Господь боящихся Его» (Псалом 102:13). Кто получит все эти благословения? «Хранящие завет Его и помнящие заповеди Его, чтобы исполнять их» (стих 18). Это подкрепляется и словами Малахии 3:17.

Обетование Бога заключается в том, что те, кто служат Богу, будут благословлены. Это не значит, что мы можем как-то «заработать» спасение, ибо это – незаслуженная милость Отца, дарованная в любви. Но мы должны сделать все возможное, чтобы быть достойными этих обетований. Часто самые маленькие проявления доброты могут иметь наибольший эффект. Когда мы действуем как Господь Иисус Христос, который отдал себя, чтобы мы стали Его братьями и сестрами, а, следовательно, сыновьями и дочерями Богу.

Означает ли такое особое родство и милость Божья, что все жизненные невзгоды и испытания обойдут нас стороной? Ответ, конечно же, «нет». Нам достаточно только вспомнить жизнь Сына Божьего Иисуса, чтобы понять, что это совсем не так. Никто в этом мире не заслужил счастливой безоблачной жизни больше, чем Иисус! Однако получилось всё совсем наоборот. Несмотря на то, что Он был сыном Божьим и наделен особыми свойствами (см. Исаию 50:4), Иисус никогда не избегал трудностей, сопровождающих верное служение Богу. А когда пришло время смерти, Он с готовностью пошел на крест, чтобы все дети Бога могли быть искуплены и спасены через Него.

Преломляя хлеб и разделяя чашу сейчас, мы оглядываемся назад в день смерти Господа Иисуса Христа, и вперед – во дни Его царствования над всем миром. Мы размышляем над своей собственной жизнью, учитывая наше ученичество и веру. Можем ли мы еще чуточку более стать похожими на Иисуса? Похожи ли мы в суждениях о вечной жизни и верном служении Господу, на тех послушных израильтян, услышавших и отозвавшихся на призыв Малахии? Ведь это как раз то, что Бог ждет от нас.

Джонатан Коуп

Книги:  |

Комментарии закрыты.