Библейские проповеди
Смирение
24.09.2016

Библейские чтения: 1-я Паралипоменон 8, Иезекииль 21 и Ев. от Луки 18.

Основой нашей сегодняшней утренней проповеди послужат ранние годы жизни Соломона. На этом этапе своей жизни он являл для нас хороший пример смирения. Обратившись к 3-й книге Царств, мы обнаружим, что первые же главы демонстрируют неспокойные дни, годину смуты, на которую, собственно, и пришлись годы жизни Давида и Соломона. В 3-й Царств гл.1 мы застаем Давида очень старым человеком, о чем и повествует нам первый стих: «…царь Давид состарился, вошел в преклонные лета…». То же самое говорит и стих 15: «…царь был очень стар…». Возрастная немощь Давида предоставила Адонии, четвертому сыну, удобный случай занять царский трон: «Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем…» (3 Царств 1:5). Стих 39 той же главы повествует о том, как Давид, дабы не дать Адонии занять престол, приказывает немедленно помазать Соломона, наделив его царской властью у источника Гион, что в долине потока Кедрон. В 3 Царств 2:10 говорится о смерти Давида, а стих 25 – о том, как Адония нашел собственную погибель: «И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер…». В итоге, как повествует стих 2:12: «…сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо…». А стих 46 (KJV) вторит: «И царство упрочилось в руках Соломона…».

Подходя к 3-й Царств 3:5, мы читаем о том, что: «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе?» Можно заметить, как Соломон, отвечая, неоднократно употребляет фразу: «раб Твой». Это словосочетание встречается трижды в стихах с 7-го по 9-й. И следующие слова Соломона говорят о его смирении: «…но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа…» (стих 7). Едва ли мы могли бы представить себе Соломона в образе маленького ребенка. Как видно из 3-й Царств 2:6, Давид увещевал Соломона: «…поступи по мудрости твоей…». А в стихе 9 Давид сказал ему: «…ты человек мудрый…». Так что Давид не помышлял о своем сыне, как о малыше. Напротив, царь-отец уважал Соломона, выказывая ему свое высокое почтение. В З-й Царств 2:12 мы можем прочесть, что «…царствование его было очень твердо…». Эти слова явно не соответствуют мнению Соломона о себе, как об «отроке малом». Он проявил себя способным руководителем, чьи качества получили высокую оценку Давида. Народ положился на Соломона, доверившись ему, как своему новому царю, возликовав по его восшествию на престол. Но даже тогда Соломон считал себя неопытным юнцом. В чем же состоит причина? Положим, что вы стали во главе Израильского Царства. Позволило бы ваше самомнение считать себя всё еще глупым подростком или ребенком?

А на самом ли деле Соломон был смиренным? Конечно, малыша можно посчитать примером смирения. Малыши крохотные и слабые. Окружающие же их взрослые, напротив, высокие и сильные. Дети и подростки полностью зависят от родителей. Библия уравнивает детскую самооценку и смирение. В Евангелии от Матфея 18 ученики Иисуса, находясь в Капернауме, обсуждают вопрос о том, кто из них достоин более высокого, чем прочие, положения в Царстве. В стихах 1-6 читаем: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской…». Таким образом, Иисус сочленяет воедино смирение и по-детски простое и искреннее отношение своих учеников.

Иисус учит их и о том, что смирение ведет к величию. Эта истина великолепно прослеживается в жизни Соломона. Он, кто умалил себя перед Богом, подобно ребенку, обрел истинное величие в Царстве Израиля. Вернувшись к 3-й Царств 3 и обратив внимание на стих28, мы поймем, что именно мудрость царя и стала причиной уважения к нему всего Израиля: «И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя…». Интересно, что Иисус говорит нам: «…если не обратитесь и не будете как дети…». Обратиться и быть как дети – наша необходимость. Смирение – это неестественное состояние нашей природы. И постичь эту истину можно, размышляя над своей собственной сущностью. Смирение не является нашим врожденным качеством. Нам нужно прилагать усилия, дабы идти по направлению к смирению, что требует постоянных волевых решений и действий. Образно говоря, необходимо развернуться и встать спиной к собственной человеческой природе, следуя примерам Соломона и Господа Иисуса Христа. Прочитав заново Евангелие от Матфея 18:2, мы можем заметить: прежде чем дать ответ на вопрос о том, кто будет величественнее прочих в Царстве Божьем, Иисус заявил о необходимости стать подобным детям, чтобы просто войти в Царство.

Вернемся к раннему периоду жизни Соломона. Писание открывает нам причину, побуждавшую его к таким непривычным кротости и смирению (3-я Царств 1:2). Отчетливо видно: Соломон осознавал свою полную зависимость от Господа Бога. Он всецело доверял Богу, совершенно полагаясь на Его волю и милость. Молитва Соломона, исполненного скромности, доходящей до самоуничижения, была услышана и отмечена Богом дарованием ему величия и царской мудрости, известной в мире до сих пор. И вот здесь, в тексте 2:23-24, мы наблюдаем картину признания Соломоном совершенного контроля Бога над собственной жизнью: «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; Ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть…». Соломон имел твердое понимание того, что лишь рука Господа поставила его царем, даровав ему престол его отца. Царь полностью приписывал свои успехи Богу, и только Ему. Это исключительно ценный урок для нас, братья и сестры. Соломон позволил Господу руководить и управлять собственной жизнью, как ребенок, подчинившийся воле своего папы. И нам должно принять руководящее положение Бога в нашей собственной жизни, благодаря Его за все успехи и благословения.

Поразмыслим же теперь над примером Иисуса Христа, нашего Господа, которого мы вспоминаем сегодня хлебом и вином. Он явил нам величайший пример кротости и смирения! Книга Захарии содержит следующее пророчество об Иисусе Христе: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной…» (Захария 9:9). Здесь Иисус охарактеризован, в числе прочего, словом «кроткий». А в этом месте, непосредственно сам Христос называет себя «кротким и смиренным», посмотрите: «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Ев. от Матфея 11:29). Подумайте о том положении, которое занимал Иисус. Он – Сын Господа Бога, Его особенный представитель на земле. В руках Иисуса имелась власть собрать «двенадцать легионов ангелов». И, тем не менее, обладая и мудростью, и властью, он всегда оставался послушным воле Бога, его Отца, возжелав пройти путь унижения и мучительной смерти, чтобы принести нам спасение.

Послание к Филиппийцам 2:5-11 говорит о смирении Христа следующее: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца…».

Давайте же, предваряя грядущую неделю, научимся смирению, созерцая совершенный пример послушания Иисуса Христа воле Небесного Отца!

Питер Рашфор (25.09.2016г.)

Скачать проповедь «Смирение» в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги:  |

Комментарии закрыты.