Библейские проповеди
Письма апостола Иоанна
18.06.2016

Библейские чтения: Судей 21; Исаия 43 и 2-е, 3-е Иоанна.

Когда апостол Иоанн состарился, он переехал жить в римскую провинцию Асию, что на западной стороне современной Турции. Здесь он заботился о нескольких экклесиях братьев и сестер. Из второй и третьей глав книги Откровение мы знаем названия некоторых из этих экклесий. Будучи взят под стражу и отправлен на остров Патмос, Иоанн всё же держал связь с братьями и сестрами посредством писем. Должно быть, он написал множество писем в течение своей жизни, но у нас в наличии есть лишь малая их часть в Новом Завете.

Сегодняшние библейские чтения включают два весьма коротких письма во 2-м и 3-м Посланиях Иоанна. В отличие от Посланий апостола Павла, письма Иоанна не рассказывают нам о том, кто их отправитель, или о том, кому они были адресованы. Выяснение причины, по которой он решил их написать, занимает достаточно много времени. Но из того, что мы узнаем, становится ясно, что здесь содержатся уроки не только для получателей письма, но и для нас.

2-е Послание Иоанна

Несмотря на то, что в первом стихе сказано, что письмо от «старца», данный стих ссылается на самого Иоанна. Он всегда с неохотой указывал свое имя. В Евангелии от Иоанна он зовет себя «учеником, которого любил Иисус». В первом веке старцы или епископы назначались, чтобы следить за каждой экклесией. Качества, необходимые епископам, перечислены в 1-м Послании Тимофея, третьей главе.

Во 2-м Послании Иоанна, первом стихе, Иоанн пишет: «Избранной госпоже и детям ее». Имя этой госпожи не упоминается, и некоторые люди, изучающие Библию, полагают, что Иоанн в данном случае подразумевает какую-то экклесию, а не конкретную сестру. Возможно, он шифрует получателей, таким образом защищая их от гонений на случай, если бы письмо попало в руки антихристианских властей. Таким образом, не так-то просто было распознать получателей.

Его первое замечание в стихах 5 и 6 – о том, насколько важно верующим проявлять любовь в своей жизни. Мы должны любить друг друга, и должны любить Бога и Его Сына. Затем Иоанн напоминает им слова Иисуса – если мы поистине любим Его, нам необходимо соблюдать Его повеления (см. Евангелие от Иоанна 14:15-21). Иоанн подчеркивает, что в экклесиях уже присутствовали люди, желающие изменить первоначальные учения апостолов. Иисус называл себя «Сыном Человеческим» (Матфей 26:2 и 24). Понятие «чей-то Сын…» – это библейское выражение. Оно означает «Принадлежащий к группе…». Иисус был человеком. Он являлся таким же человеком, как мы, со всеми нашими искушениями, слабостями и страданиями. Несмотря на это, Он одержал победу над грехом. Иисус ни разу не поддался искушению и всегда соблюдал повеления Божьи. Но эти обманщики заявили, что Иисус не пришел «во плоти» (2-е Иоанна, стих 7). Они считали, что Иисус являлся высшим существом, подобно ангелам, которое не могло совершить греха. Но это мнение сделало бы жертву Христа бессмысленной. Если бы Он был Богом, а не человеком, Он бы не знал, что это значит – чувствовать искушение, и не смог бы разделить нашу человеческую природу.

Иоанн называет таких людей обольстителями (стих 7). Подобно змею в саду Едемском, они извращают слова Бога и убеждают братьев и сестер верить в то, что истиной не является. Если бы Иисус был Богом, и у Него не было бы желания избежать распятия, Его смерть не имела бы никакого значения как жертва для нас. Также это уменьшило бы глубину Божьей любви к нам, ведь Он позволил Своему дорогому Сыну умереть за наши грехи. Бог чувствовал боль каждого удара и горечь унижения Своего Сына, умирающего как преступника. Иоанн продолжает в стихе 8, что это учение очень важно; если мы оставим его, мы можем даже потерять свое место в Царстве. Он настаивает на том, что мы даже не должны приглашать в свой дом людей, которые пытаются изменить изначальные учения Писания (стихи 10-11).

Таким утверждением Иоанн завершает свое короткое письмо. Он надеется навестить их вскоре (стих 12), но это сообщение было слишком важным, чтобы ждать до их встречи. Это показывает, насколько существенно для нас держаться учения экклесии первого века. Нам необходимо отвергать ложные учения, пришедшие в экклесию после того, как апостолы умерли. Даже сегодня находятся люди, желающие приспособить наши вероисповедания, чтобы они соответствовали изменениям отношения общества к браку, равноправию, сексуальности, а также тому факту, что Бог является нашим Создателем. Это настолько важно – твердо держаться учения апостолов.

3-е Послание Иоанна

Третье письмо адресовано близкому другу Иоанна по имени Гаий. В те времена это имя было распространенным, поэтому это мог быть не тот же самый Гаий, о котором мы читаем в Послании Римлянам 16:23. Апостола Иоанна недавно навестили. Эти люди рассказали ему о брате Гаие и о происходящем в его экклесии. Возникает ощущение, что это были те же братья, которые посетили экклесию брата Гаия – возможно, в воскресное утро для преломления хлеба, но им был оказан грубый прием братом Диотрефом. На самом деле, Диотреф отослал их оттуда. Хуже того, он пригрозил выгнать из экклесии любого, кто будет готов предоставить жилище гостям (стих 10). К счастью, их выручил брат Гаий; и даже несмотря на то, что ранее их не встречал (стих 5), он позаботился о них. Иоанн был расстроен, потому что посетители являлись истинными учителями, заслуживавшими теплого приема (стихи 7-8). Поэтому теперь Иоанн отправил личное послание брату Гаию, чтобы поблагодарить его за доброту. Своими действиями он показал, что являлся истинным верующим.

Что касается брата Диотрефа, Иоанн не мог сказать о нем ничего хорошего. Диотреф назначил себя главой экклесии и говорил людям, что им делать. Предыдущее свое письмо Иоанн адресовал экклесии Гаия (стих 9), но брат Диотреф порвал его и не позволил прочесть его на собрании братьев и сестер. Похоже, он сделал из брата Павла настоящего врага. И теперь Иоанн планировал навестить эту экклесию, чтобы лично сделать выговор брату Диотрефу (стих 10). Иоанн дает рекомендацию другому брату по имени Димитрий. Возможно, что именно брат Димитрий должен был отнести данное письмо Гаию. Если они не встречались ранее, эта рекомендация гарантировала бы ему теплый прием. Апостол Павел сделал то же для сестры Фивы, которая отнесла его письмо в Рим (см. Римлянам 16:1). В Римской империи была почтовая служба, но она, в основе своей, использовалась властями. Личный посыльный гарантировал безопасную доставку письма.

Итак, что же мы узнали, благодаря нашей детективной работе над этими двумя Посланиями? К сожалению, мы увидели, что по прошествии всего полувека после времени Иисуса ложные учения уже вкрадывались в экклесию. Эти лжеучения активно распространялись во втором и третьем веках, произведя на свет такие идеи как: бессмертная душа и троица. Данная тенденция следовать за новыми идеями подчеркивает необходимость строго держаться учения апостолов. Мы увидели пример гордости и самомнения брата, поставившего себя лидером экклесии, вопреки желанию апостолов. Эта тенденция, в конечном итоге, приведет к сложной иерархии церкви наших дней, с ее епископами и архиепископами. Это сильно отличается от простой структуры первого века, которой Христадельфиане следуют сегодня.

В заключение, у нас имеется повеление Иисуса любить друг друга. Это означает ставить себя на последнее место, а не на первое, подобно Диотрефу, и посвящать свою жизнь братьям и сестрам, как это делал Иисус. Так давайте вспомним Его сейчас посредством хлеба и вина.

Дэвид М. Пирс (19.06.2016г.)

Скачать проповедь «Письма апостола Иоанна» в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.