Библейские проповеди
Печаль и утешение
20.06.2015

Ежедневные библейские чтения: Руфь 3,4; Исайя 45; Откровение 1,2.

Мои приветствия братьям и сестрам, с которыми мне никогда не доводилось встречаться лично! Надеюсь, что однажды мы встретимся лицом к лицу в Царстве Божьем. Возможно, что проповеди лучше всего подходят для начала понедельника, когда мы возвращаемся к своей привычной жизни после воскресного отдыха, и перед нами встаёт задача осуществлять всё узнанное в Писании на практике. Поэтому и моя проповедь будет иметь себе основной завтрашнее чтение, то есть первую главу из Первой книги Царств.

Елкана был жителем Иудеи, ефрафянином, и имел двух жен – Анну и Феннану. Это первое со времени Иакова упоминание о ком-либо, имевшем двух жен. Семья Елканы год за годом ходила в Силом для поклонения Господу и принесения жертвы. Именно в Силоме стояла скиния.

Елкана давал Феннане и своим детям, родившимся от нее, пищу от этих праздников, но Анне, которую он любил больше Феннаны, он уделял двойную порцию. У него не получалось иметь от нее детей, а потому эту брешь он пытался восполнить любовью и нежностью. Анна была неспособна к зачатию, но при этом она воздавала ему посредством присущих ей добродетелей, таких как послушание и семейная любовь.

Феннана стремилась вызвать у Анны чувство зависти всякий раз, когда начинала хвалиться перед ней тем, как много у нее детей. Бесплодие Анны и её душевные муки усиливались всё больше по мере того как её соперница, произносившая в её адрес обидные слова, злорадно замечала, что её надежды о ребёнке с каждым днем слабели и угасали ввиду того, что время шло неумолимо и она постепенно старела. В Библии нет и намёка на то, что Анна отвечала на слова Феннаны по-злому или раздраженно. Она избрала для себя страдать молча, не жалуясь. Она считала, что лучше тихо терпеть эти насмешки, нежели ответно нападать на одного из членов семьи. И в этом отношении она уподобилась нашему Господу Иисусу, который тоже вынужден был проглатывать словесные оскорбления от своих земных судей – Каиафы, Пилата и Ирода, но он выдержал это испытание и молча перенес обиду.

Страдания Анны продолжались не месяцы, а годы. Можно ли представить себе что-либо более мучительное и испытующее, чем жить с человеком, всегда имеющим и использующим острый язык? В шестом стихе первой главы 1-й книги Царств говорится, что «соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту…», а у Анны при этом не было ни малейшей возможности что-либо изменить в этой ситуации. Доводилось ли вам оказаться в подобных обстоятельствах? Сколь многие люди уподобляются в своем поведении Феннане! Они любят попрекать вместо того чтобы утешать. Каждый день они отравляют жизнь другим людям! Мы со всем вниманием должны заботиться о том, чтобы не уподобиться таким людям, чтобы не хвастаться перед друзьями и знакомыми тем, что есть у нас, но чем не располагают они.

Можно также обратить внимание на то, что она ничем и никак не пыталась попрекать своего мужа. Однако лицо Анны выдавало её внутреннее желание. В 1Цар. 1:8 Елкана говорит, обращаясь к ней: «Анна! Что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» Но как мог Елкана по-настоящему знать овладевавшие ею чувства? И могла ли она объяснить своему мужу нечто такое, что способна чувствовать и ощущать только женщина? Природа её скорбей и испытаний была такова, что у Елканы не было никакой возможности когда-либо понять её.

В конце концов, она взыскала утешение там, где оно только и может быть найдено. Она отправилась излить душу своему Богу. Он есть наше самое надежное прибежище во время бедствия. В своей по-детски чистой и простой вере и беззвучной молитве она поведала Богу о своём несчастье. Абсолютно каждый из нас имеет возможность представить пред Господа всякой милости и доброты все наши трудности и горести, и попросить Его об укреплении, и взыскать у Него совета. Молитва Анны была беззвучной, из её уст не вырвалось ни одного слова. Согласно тринадцатому стиху: «Анна говорила в сердце своем».

Священник Илий, сидевший у столба близ скинии, обратил внимание на то, что у этой склонившейся женщины шевелились губы. Он сделал вывод, что она, должно быть, пьяна. До чего же замечателен её ответ, запечатленный в стихе 18: «Да найдет раба твоя милость в очах твоих». Ответ Илия, данный ей в стихе семнадцатом, был соответствующим: «Иди с миром». Это говорит о том, что он убедился в искренности прошения Анны. Молился ли он затем Богу сам о том, чтобы просьба Анны получила исполнение от Господа?

После того как Анна предала все свои заботы в руки Господа, в её жизни произошли самые невероятные изменения! Когда она покидала Силом, у нее было достаточно веры и духа, чтобы не испытывать сомнений в ожидании ответа на свою молитву. И на её молитву было отвечено, ибо Господь открыл её чрево и она, зачав, родила сына. Только те женщины, которые прошли в жизни через подобные душевные муки и были неспособны иметь детей на протяжении многих лет, а потом всё-таки испытали радость от рождения своего собственного ребенка, смогут понять и разделить радость Анны. Не кто иной, как мать способен поведать нам о том, как их жизнь приобрела особый смысл и полноту после рождения у них детей.

Давайте поразмышляем теперь о том обете, который дала Анна. Елкана не стал возражать против решения отдать ребенка, которым их благословил бы Бог, назад Ему во служение. Согласно Закону Моисееву, муж имел право отменять обеты своей жены (Чис. 30:8 и 12). Но в этом случае он не воспользовался таким правом. Тем самым он выразил согласие о том, что принятое решение было верным. Обет её теперь оставался в силе. Представьте себе их радость, когда по прошествии девяти месяцев Анна родила сына!

Давать обеты, как известно, очень легко, но вот уже исполнять их нередко бывает куда труднее. Наши обещания могут быть весьма благонамеренными и искренними в момент их озвучивания, однако когда затем наступает момент для того, чтобы сдержать данное слово, наша человеческая природа часто толкает нас на поиск всевозможных причин и отговорок, которые позволили бы нам уклониться от исполнения своего собственного обещания. Тем не менее, данное нами слово должно быть необратимым! Бог, как известно, никогда не нарушает данных Им обещаний. И мы тоже должны всегда исполнять обещанное нами. Можно вспомнить об израильтянах, которые в Исх. 24:7 сказали дословно следующее: «Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны», однако по прошествии каких-то полутора месяцев они уже вовсю кланялись золотому тельцу.

Вот и Анна, получив исполнение своего самого сокровенного желания, теперь вполне могла бы заняться поиском целого множества причин, по которым отдавать своего сына в дом Господень было бы не совсем целесообразно. Однако когда пришло время оставить Самуила в Силоме во исполнение ее добровольного обета, Анна рассталась со своим мальчиком. Она отдала его на служение Богу, по милости Которого и он и был ей послан в качестве ответа на её молитву. Этот единственный ребенок был для нее дороже и ценнее всего остального на свете. Однако мы не находим и намёка на то, что она как-то сомневалась или откладывала исполнение своего обета. Она привела его к Господу в Силом и отдала в руки священника Илия.

Песнь, воспетая ею Богу в 1Цар. 2:1-9, исполнена необычайной красоты! Она содержит в себе чрезвычайно важное увещевание, сохраняющее актуальность для нас в наши дни. Песнь Анны находит свое отражение и в песнопении Марии – матери нашего Господа Иисуса – запечатленном в Лук. 1:46. И та, и другая посвятили своих сыновей Господу. Обе они отдали их во служение Ему. И мы тоже можем присоединиться к ним в пении этих слов, потому что Бог и нам послал сына – Господа Иисуса. И теперь мы вспоминаем Божью милость посредством заповеданного нам хлеба и вина.

Анна должна была испытывать грусть и одиночество по возвращении домой из Рамы после того как оставила своего маленького сына у первосвященника. В будущем она теперь могла надеяться лишь на то, чтобы видеться с ним раз в год, но и тогда она не получала бы от него всей сыновней заботы и поддержки, потому что он был целиком посвящен Господу и служению Ему. Можно представить себе, насколько сильно ей хотелось бы забрать его с собой! Задолго до того, как Самуил стал способен самостоятельно молиться за себя, она молилась за своего сына, и возможно, что именно её молитвы сохраняли Самуила среди того нечестия, что царило в доме Илия, ибо о Самуиле сказано, что он «более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1Цар. 2:26).

Сколько лет еще прожила Анна после того как отдала Самуила на служение Господу, нам неизвестно. Но мы с радостью можем отметить, что по прошествии какого-то времени она была благословлена многими другими детьми (ст. 21), так что ее жизнь наполнилась новым смыслом и неведомым прежде удовлетворением. Елкана и его жена Анна служат для нас самым что ни на есть замечательным примером святой семьи. Все они ходили на поклонение Господу в Силом, продолжая делать это и по прошествии многих лет после рождения Самуила. Поклонение Богу было не только их наипервейшей обязанностью, но и тем, что доставляло им истинную радость. Они являют собой замечательный пример для всех нас, собравшихся для общей молитвы нашему Богу, слышащему и спасающему Своих детей.

Алан Сивитер (21.06.2015г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.