Библейские проповеди
Притча о горчичном зерне (Матф. 13:31,32)
13.07.2014

Отрывки ежедневных чтений: 1Царств 26,27; Иеремия 3; Матфей 14.

Сегодняшняя проповедь основана на притче Иисуса о горчичном зерне. Мы вполне могли бы задаться следующим вопросом: «Зачем рассматривать данную притчу, если вместо этого можно почитать какую-нибудь фантастическую книжку, или окунуться в Интернет, или уж посмотреть телевизор?» На такой вопрос, однако, есть весьма простой и, в то же время, сильный ответ, который дает нам сам Господь в Иоан. 6:63: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Ничто не может даровать нам спасение, кроме Учения Иисуса. Так почему же нам стоит обратиться к этой притче? Потому что она есть часть Учения Иисуса о вечной жизни, и мы должны со всем прилежанием внимать каждому произносимому им слову!

Так давайте же теперь посмотрим на эту притчу. Она записана для нас в Матфее 13:31,32, у Марка в 4:30-34 и у Луки в 13:18,19. Изложение этой притчи во всех трех случаях несколько разнится, потому что Матфей, Марк и Лука были совершенно разными людьми, каждый из которых имел свой стиль и свою точку зрения. Помимо этого и Иисус, являясь проповедником, ведшим весьма напряженную жизнь, мог рассказывать эту притчу не один раз и не водном лишь месте. Мы возьмем за основу пересказ этой притчи в Матф. 13:31,32, но вы, конечно же, можете держать в своем поле зрения и два других отрывка. «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Как нам изъяснить эту притчу?

В тринадцатой главе Евангелия от Матфея Иисус вообще рассказывает много разных притчей. Всего их восемь: Притча о Сеятеле, о плевелах, о горчичном зерне, о закваске, о спрятанном в поле сокровище, о жемчужине, о неводе и о сокровищнице. В первой из этих притчей (ст. 3-9) он сеет зерно в разную по своим качествам землю, при этом три вида земли являются плохими, и только один хорошим. Говоря об этой притче, нам нет нужды догадываться о ее значении, так как Иисус сам изъясняет для нас ее значение в стихах 18-23: семя представляет собой Слово Божье, а разного свойства и качества земля представляет разную реакцию людей на получаемую ими Благую весть о Царстве. Во второй притче фигурируют плевелы (ст. 24-30), семена которых, будучи брошены в землю врагом, произрастают из нее наряду с семенами доброй пшеницы. И вновь нам не приходится ломать голову над значением и этой притчи тоже, ибо Господь разъясняет ее в стихах 37-43: доброе семя представляет собой сынов Царства, а плохое – потомство дьявола, то есть тех, кто любит грех и противодействует Евангелию Царства. Посланные Богом ангелы изымут таких нечестивых людей из мира при возвращении Сына Человеческого (то есть Иисуса).

Но что можно сказать об интересующей нас сегодня третьей притче про горчичное зерно, представленной в стихах 31-32? Это самая первая из целой серии таких притч, объяснения которым мы от Иисуса уже НЕ получаем! Так как же нам самостоятельно понять ее? Чтобы прийти к ее пониманию, мы вначале должны обратить свое внимание на контекст, на общий подход Господа к научению людей, а затем сравнить перекрестные ссылки на другие места Библии (это самый лучший способ проработки таких стихов, которые кажутся нам непонятными). Если придерживаться такого метода, то можно быть уверенным в том, что найденное нами объяснение действительно соответствует словам Иисуса и не является плодом нашего собственного воображения). Сразу после притчи о горчичном зерне, в тридцать пятом стихе говорится: «Да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». По окончании же последней притчи о неводе, Иисус говорит в стихе пятьдесят втором: «Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Мы можем задаться вопросом: «Что именно является ‘сокрытым’, которое теперь Иисус открывает нам, и что есть то ‘старое’, которое он выносит из сокровищницы наружу?»

Держа всё это в уме – контекст притчи и общий подход Иисуса к обучению людей, – и обращая самое пристальное внимание на детали в притче о горчичном зерне, я хотел бы истолковать ее посредством рассмотрения некоторых стихов из Ветхого Завета. Ветхий Завет подобен тому, что в сокровищнице является ‘старым’, а потому давайте вместе посмотрим на то, что, по моему мнению, Иисус выносит наружу и представляет нашему вниманию с тем, чтобы преподать нам определенный урок.

Толкование притчи

В тридцать втором стихе Иисус говорит, что когда горчичное зерно достигает своего полного роста и превращается в дерево, то «прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Может показаться, что в этом высказывании нет ничего нового, ибо птицы так и поступают всякий раз, когда садятся на дерево (Пс. 103:12). Но если принять во внимание сам язык о птицах и ветвях, то он используется в Библии довольно особым образом. Существуют три таких специфических отрывка в Ветхом Завете, и два из них даны ниже:

  • Даниил 4:9,19: «Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (ст. 9), и «это [дерево] – ты, царь!» (ст. 19). В контексте этой главы, данный стих повествует о Навуходоносоре, царе вавилонском.
  • Иезекииль 31:3,6: «Вот, Ассур…» (ст. 3) и «На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы» (ст. 6).

Эти первые два отрывка из Ветхого Завета задействуют очень особый язык, который затем перенимает для своих притч Иисус, и который использует описание деревьев и укрывающихся в них птиц для обозначения империй и их подданных, населяющих их. Явным же различием здесь является то, что Иисус говорит о Царстве Божьем, в то время как в этих стихах оно, безусловно, не подразумевается! Эти стихи говорят о царствах человеческих. В Дан. 4:9 и 4:19 имеется в виду вавилонское царство, которое характеризовалось всем тем, что есть мирское и безбожное. Даже по сей день языческие верования и ложные учения, берущие свое начало из Вавилона, проявляются в мировоззрении людей, живущих в разных странах мира. Как многие не-христианские религии, так и некоторые религии христианской направленности восходят в своих учениях и доктринах к древнему Вавилону. Что касается Ассирии, то она навеки прославилась своей жестокостью и бесчеловечностью (см. Наум 3:18,19); и в наше время подобно тому, как было во времена Ноя, мир полон разного рода извращений и жестокости. Упоминание о человеческих царствах может показаться странным на фоне того обстоятельства, что притча о горчичном зерне посвящена Царству Божьему, но такой подход характерен и для других притч. Притча о плевелах в Матф. 13:24-30 начинается словами «Царство Небесное подобно…», но затем говорится о том, что искажению Евангелия будет позволено иметь место на общем поле урожая в течение некоторого времени. Притча о неводе тоже начинается с этих слов – «Царство Небесное подобно…», но затем указывается на существование и плохих рыб, плавающих в море. Однако обе эти притчи заканчиваются предрекаемым в них спасением и избавлением. То же самое прослеживается и в последней из трех притчей Ветхого Завета, о которых мы упоминали ранее:

Иез. 17:22-24: «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю».

Ободрение для нас в этой притче

Представьте себе, что притча о сеятеле рассказывала бы нам лишь о том, как он пошел и посеял семя, из которого затем вырос хороший урожай. А притча о плевелах рассказывала бы лишь об исключительно хороших семенах в поле, так что по прошествии нужного времени выросший из них урожай был замечательным и обильным. Представьте себе также и притчу о десяти девах, в которой не упоминалось бы о том, что пятеро из них были глупыми, а просто утверждалось бы, что пять мудрых пошли на брачный пир и там хорошо провели время. И ничего больше!

Наше Евангелие спасения отнюдь не говорит лишь о том, что Иисус вернется, и установленное им Божье Царство будет прекрасным и замечательным. Действительность окружающего нас мира состоит в том, что он исполнен всякого греха и пребывает отнюдь не в том виде, в каком его хотел бы видеть Бог. Очень печально наблюдать, что Евангелие, проповеданное Иисусом, не находит должного отклика в сердцах столь многих живущих в нем людей. Человеческие царства, как видится, ныне господствуют на земле безраздельно. Мы, получившие возможность узнать и принять драгоценную Истину, настолько малы числом, что на нас либо не обращают внимания, либо насмехаются над нами. Своей притчей о горчичном зерне и связанными с ней ветхозаветными отрывками Иисус ободряет и воодушевляет нас, напоминая нам, что Бог осведомлен о том, как человек управляет этим миром в полном соответствии со своими человеческими путями. Нынешний мир мало чем отличается от древних империй Ассирии и Вавилона. Иисус отнюдь не утверждает, что положение дел на земле в настоящий момент выглядит прекрасным и замечательным, и мы тоже так не поступаем. Он лишь напоминает нам, что однажды Божий Замысел превратится в абсолютную реальность. Из сказанного пророком Иезекиилем в 17:22-24 нам известно, что Бог посадит Свое Древо (Царство) на холмах Израиля, и что все другие деревья (народы земли) узнают об этом.

Бог, в конце концов, одержит верх не только над Своими врагами, но и прославится среди тех, кто хранит веру в Него. Мы изо всех сил желаем оказаться, в итоге, среди верных и преданных Ему людей. К настоящему времени мы должны испытывать лишь чувство усталости от окружающих нас человеческих царств, пытающихся представить всё дело так, будто они способны даровать нам защиту и покровительство, которую, на самом деле, может дать людям лишь Бог через Своего Сына Иисуса Христа. Не кто иной, как Иисус обладает глаголами вечной жизни (Иоан. 6:68), и когда он, наконец, вернется, то мы воистину обретем мир и покой в его заботливых руках. Вспомним же теперь его жизнь, смерть и воскресение посредством завещанных нам символов хлеба и вина.

Джон Хадфилд (13.07.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.