Библейские проповеди
Апостол Павел – человек, которого невозможно было остановить (Деян.7)
8.09.2013

Отрывки ежедневных чтений: 4Царств 14, Иезекииль 4 и 2Коринфянам 12-13.

Речь Стефана в Деян. 7 была хорошо структурирована и основана на фактах, указывающих на то, что Иисус – Мессия. Речь была высказана Стефаном без какого-либо страха неизбежных последствий. Таким образом Стефан показывает нам пример: подобно ему, мы должны до конца быть верны своим принципам, даже в самых ужасных обстоятельствах. Среди тех лицемеров, которые побивали камнями Стефана в 7 главе, был и молодой человек по имени Савл, который, однако, не был лицемером. Он искренне верил в то, что, преследуя последователей Иисуса, он служит Богу.

Кажется, что речь Стефана и его последняя мольба в 60-м стихе «Господи! не вмени им греха сего» произвело сильное впечатление на Савла, однако это было не совсем то впечатление, которое бы ожидал Стефан! В Деян. 8:3 говорится, что Савл «терзал церковь» и «дышал угрозами и убийством» на нее (Деян. 9:1). Если бы вы тыкнули разъяренного быка острой палкой, то вы бы увидели ту же самую реакцию – фырканье и попытки разогнать всех, кто попадется на его пути, и нанести как можно больше вреда. В стихе 5 Иисус говорит Савлу: «Трудно тебе идти против рожна». Савл был подобен разъяренному быку, брыкающемуся против рожна (длинная палка, которой пахарь погонял волов).

Я полагаю, содержание речи и видимая храбрость Стефана пред лицом смерти возымели сильное влияние на Савла. Проблема заключалась в том, что если бы он прислушался к словам, которые затронули его совесть, его друзья буквально стали бы для него смертельными врагами, а у тех, кого он пытался уничтожить, надо было бы завоевывать доверие и дружбу. Он не был готов к таким радикальным изменениям и поэтому кинул все свои силы на борьбу с этим.

Гонения, ограничивающиеся одним Иерусалимом, теперь не устраивали его и он решил отправиться в Дамаск, чтобы и там навести хаос. Савла тарсянина, который был полон решимости, энергии и ярости, было сложно остановить, однако это было посильно Иисусу. В 8-9 стихах говорится, что его поразила слепота.

Как Иона провел три дня в темном желудке рыбы (Иона 1:17), так и Савл, будучи слеп, был три дня в темноте. Подобно Ионе, Савл убегал от своей же совести до тех пор, пока его не нашел Господь. Подобно Ионе, Савл преобразился в сильного проповедника. После его обращения и крещения, он сразу же начал проповедовать (Деян. 9:18-20). Его проповедование имело такой сильный эффект, что евреи, его бывшие друзья, пытались убить его, и ему пришлось выбираться из города в корзинке (23-25 стихи). Хотя и Савл был обращен в веру во Христа, его неудержимый дух остался с ним.

В Гал. 1:17-18 говорится, что он пробыл в Дамаске три года. Конечно, Бог знает все, включая и будущее: в стихах 15-16 говорится, что Бог избрал Павла на проповедование Евангелия еще когда тот был во чреве матери! Павел был рожден как римский гражданин. В этой империи был установлен неплохой закон и порядок, были построены многие дороги и налажены морские пути в Средиземном море. Таким образом, Бог подготовил каждую мельчайшую деталь для того, чтобы Евангелие могло быстро распространяться.

Павел начал свою проповедническую деятельность с той же энергией и решительностью, какие у него были при гонении последователей Иисуса. Он нетерпимо относился ко всему, что стояло на его пути. Например, в Деян. 13:6-11 он поразил волхва Вариисуса слепотой, как и в свое время Иисус поразил его самого. В Деян.15:36-40 можно представить, как Павел и Варнава ссорились. Возможно, с обеих сторон произносились обидные слова, с которыми братьям во Христе не подобает обращаться друг к другу. В Верии, в Деян. 17:13, евреи из Фессалоник настроили народ против него. Братья отослали Павла в Афины, оставив Силу и Тимофея у себя. Павел не был тем человеком, который тихо исполнял свой труд в заботе о братьях и сестрах! Кажется, что зачастую когда он приходил в какой-то новый город и начинал там проповедовать, к вечеру того же дня в городе начинались смятения и беспорядки. Для этой миссии Бог избрал человека, который мог открыто, прямо и энергично проповедовать.

Исследователи Библии полагают, что первое послание Павла своенравным коринфянам было написано спустя 21 год после его обращения в христианскую веру. Можно представить, как расстроенный Павел писал это послание. Во втором послании 2:4 он говорит: «я писал к вам со многими слезами». В послании он говорит о любви к ним. Основная тема этих посланий – серьезное предостережение о том, что нельзя закрывать глаза на нечестивые поступки. Однако эти послания написаны с той же силой любви или даже больше силы гнева, с какой он когда-то гнал последователей Иисуса.

В 2 Кор. 11:23-28 приводится длинный список всех бед, которых ему пришлось претерпеть и которые повлияли на его характер. Заметьте, в конце списка он указывает и заботу об экклесиях (28 стих). Он очень сопереживал страданиям и бедам, выпавшим на долю других братьев и сестер. Савл, гордый интеллектуал, фарисей и гонитель, был преображен в Павла, сильного проповедника, из которого Бог сделал образ любящего отца для его детей во Христе.

В 2 Кор. 12:7-9 мы читаем о «жале в плоти» и о том, что Павел три раза просил Бога изъять его. Нам не сказано, что именно это было, вполне возможно, что у Павла была проблема со зрением. Но более важно то, что эта физическая проблема необходима была для его духовного благополучия. Проповедуя язычникам, Павел, возможно, мог возомнить себя настолько же важным, насколько был Иисус в проповедовании евреям. Ему нужно было что-то, что бы избежать возникновения гордости, ведущей ко греху. Нам вновь напоминается в 9-10 стихах о том, что лучше всего мы являем силу Христа, когда сами слабы.

В 1 Кор. 9:24-27 Павел сравнивает себя со спортсменом, принимающем участие в забеге. В его словах чувствуется срочность, преданность и дисциплинированное подчинение плоти. В Деян. 20:18-36 мы находим его последнюю проповедь к верующим в Ефесе.

Как в эстафетном забеге, Павлу нужно было передать кому-то свою эстафетную палочку, прежде чем он покинет Иерусалим. Тот же принцип действует и до сих пор – когда старое поколение уходит, на его смену приходит молодое поколение и берет на себя проповедование, выступление с лекциями и заботу о братьях и сестрах. В Деян. 2028-31 Павел передает обязанность по заботе над стадом, которое Иисус выкупил своей собственной кровью. Он предупреждает, что вскоре после его ухода посреди овечьего стада появятся волки. На протяжении трех лет он со слезами предостерегал их о членах церкви, которые попытаются увести духовно слабых братьев и сестер от истинного Евангелия. И сегодня мы должны быть на страже против этой опасности, убедившись в том, что мы заботимся о братьях и сестрах в должной мере.

Павел отправился в Иерусалим, зная, что там его ожидают судебные разбирательства и заключение. Сначала он предстал перед первосвященником, затем перед римским правителем, который не нашел в нем никакой вины, однако ради евреев продержал его какое-то время в заточении. Эта последовательность событий очень схожа с той, которая случилась и с Господом Иисусом, поэтому Павел несомненно вспоминал и ободрялся опытом, через который прошел Иисус.

В посланиях Тимофею и Титу Павел передает эстафету братьям и сестрам в отношении руководящей роли. Он уже провел какое-то время в темнице, и его здоровье становилось всё хуже. Во 2 Тим. 4:7-8 Павел говорит, что он окончил свой забег, и теперь его ожидает венец правды. В 11 стихе он просит прислать Марка – кого он изначально отверг – теперь понимая, что он может оказаться очень полезным в проповедовании. В 21 стихе Павел просить их прийти до наступления зимы, а в 13 стихе просит принести его теплую одежду (фелонь) и книги, «особенно кожаные». Возможно, эти книги были написаны другими братьями. Это было подобно тому, как если бы сейчас кто-то из нас попросил принести несколько этих еженедельных проповедей! Видимо, Павлу было холодно, раз он попросил теплую одежду, однако он также понимал, что ему нужна еще и духовная пища (Втор. 8:3).

Во 2 Кор. 13:4-5 мы видим, как Иисус понизил себя, чтобы претерпеть распятие ради нас, и оставил нам пример для следования. Принимая символы – хлеб и вино – давайте сначала серьезно исследуем себя и лишь потом вкусим их (1 Кор. 11:26-28).

Кевин Талбот (08.09.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.