Библейские проповеди
«Славьте Господа» (Псалом 106:1)
3.03.2013

Отрывки ежедневных чтений: Левит 8, Псалом 106 и 1 Коринфянам 16.

Дорогие братья и сестры, для нас, несомненно, является привилегией тот факт, что мы можем вспоминать любовь нашего Господа, проявленную в том, что он отдал свою жизнь, чтобы освободить нас. Сегодня я хотел бы поразмышлять о некоторых полезных уроках, которые мы можем вынести из второй порции наших ежедневных чтений – Псалма 106. Этот псалом начинается с призыва прославлять и восхвалять: «Славьте Господа». Мы могли бы спросить: «Почему?» Господь Бог не только добр и неустанно проявляет милость Свою к нам, но и, как сказано в стихе 2, «избавил Он от руки врага». Эта тема проскальзывает в течение всего псалма – как Господь спасает Свой народ во времена тревог и несчастий. И, конечно, этот призыв славить Господа служит не только вступлением 106 Псалму, но прослеживается также и в последующих псалмах.

Существует множество мнений о том, кто является автором Псалма 106, но по его прочтении становится очевидно, что этот псалом был особенно важен для возвращавшихся из Вавилона пленников, и является призывом к прославлению Бога. В этом есть какой-то смысл, т. к. язык, использованный в данном псалме, можно найти также в пророках, в частности – в пророчествах Исаии и Иеремии. К примеру, начальные идеи этого псалма прослеживаются также в книге Иеремии 33:11, где пророк предсказывает, что эта земля вновь будет наполнена избранным народом Божьим, и что они будут прославлять Бога за любовь и милость Его: «Славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его». Т. к. народ Божий жаждал своего возвращения из плена, легко представить, с каким рвением они искали те слова, что пророки написали ранее об их пленении и возвращении в Землю. Несомненно, у них был неподдельный интерес к тому, что Бог заранее сказал об этом времени.

Одной из самых важных идей данного псалма является – Божья неустанная милость – несмотря на все их согрешения, Господь всегда прощал их. Псалом 106:35-36 разъясняет этот момент, ибо Господь «превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод; и поселяет там алчущих». Именно по этой причине данный псалом является замечательным увещеванием для нас. Мы были избавлены нашим Небесным Отцом из множества, как нам казалось, безвыходных ситуаций. Псалмопевец привлекает наше внимание к четырем типам людей, которые взывали к Господу во времена проблем и невзгод. Для каждой группы описание событий повторяется: они взывают к Господу во время несчастий, Он слышит и избавляет их (стихи 13, 19 и 28). Утешает осознание того факта, что Господь слышит, когда люди взывают к Нему, и помогает им; Он всегда готов помочь и нам.

Взглянув на этот псалом, мы видим, что эти четыре группы или категории людей ассоциируются с четырьмя направлениями, описанными в стихе 3: «И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря («юга» в англ. Библии – прим. перев.)». Поэтому все эти категории людей собраны с четырех различных направлений компаса. Следовательно, данное послание рассказывает о том, что Господь избавляет людей из различных местностей, и не только везде, но и от всего.

Первая группа, описанная в Псалме 106:4-9, описывает блуждающих в пустыне и, как мы верим, относится к востоку, потому что именно в этом направлении по отношению к земле Израилевой находится пустыня. Многие библейские комментаторы связывают этот псалом с книгой Исход, но его также можно соотнести с записями пророков, описывающими вавилонское пленение. Например, в книге Исаии 49:10-11: «Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод. И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты». Данная терминология схожа со словами Иеремии 2:2 и 31:2-9. Как псалмопевец указывает в Псалме 106:1, милость Господня пребывает вовек. Нет подтверждения тому, когда именно Израиль был освобожден из-под жестокой руки Египта, ни тому, когда Бог скорректировал и вывел Свой народ из Вавилона. Даже в наши дни Господь пытается вывести Свой народ из духовной пустыни для исправления, и, наконец, выводит их к Себе, когда они раскаиваются. Эти слова обращены к ученикам Господним в каждом поколении.

Запад – это место, где садится солнце; он используется как символ тьмы и ассоциируется с теми временами, когда Бог отделялся от народа Своего – временами, когда они не слышали голоса Божьего, и когда народ Израиля чувствовал себя покинутым. Времена, когда Израиль был в рабстве, несомненно были временами тьмы, и это вторая группа людей, описанная в Псалме 106:10-16. Мы тоже можем страдать во времена духовной тьмы, когда чувствуем, что свет Божьей Истины угасает в наших жизнях, и мы ощущаем себя совершенно одинокими. Но мы имеем великое утешение в том, что Иисус, будучи «светом миру» (Иоанн 8:12), пришел и осветил Божьим дивным светом темные уголки наших жизней, озарив наши сердца. И вновь мы находим похожие слова в пророках, на этот раз в книге Исаии 42:6-7:

«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы». Мы должны восхвалять нашего Господа за то, что Он освободил нас из темницы греха.

Третья группа описывает Господа исцеляющим физические недуги тех, кто был болен – Псалом 106:17-22. Слово «исцелил» в стихе 20 зачастую используется для описания физического исцеления, но также может относиться и к духовному исцелению от злостного идолопоклонства, которое они переняли у окружающих народов. И вновь именно пророки говорят об этом. В книге Иеремии 30 и 33 пророк пишет, что Вавилону был дан лечебный бальзам, но он не может исцелиться, однако народ Божий и их земля будут исцелены от своих грехов. Поэтому целесообразно, что эту третью группу нужно ассоциировать с северной землей.

Полезно увидеть, что эти люди сделали, обнаружив себя исцеленными Господом – они приносят Ему жертву «хвалы» (стих 22), согласно повелению из книги Левита 3 и 7. Это было мирное возношение и пища примирения, разделяемая обществом. Таким образом, народ Божий, некогда постившийся (стихи 17-18), исцеляется при помощи слова Божьего (стих 22), и праздники у них отмечаются хвалебными возгласами, как пророчествовал Иеремия в главе 33:11. Если поразмыслить о символах хлеба и вина, это Господня пища примирения, которую мы, как братья и сестры, разделяем вместе. Мы радуемся Божьей работе исцеления и спасения через Сына Его, как сказал Исаия в главе 53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Четвертая и последняя группа, описанная в Псалме 106:23-32, относится к югу. Некоторые еврейские ученые утверждают, что слово, переведенное как «юг», в данном случае может также быть переведено как «море». В книге Исаии 5:30 приводится сравнение между приходящим иностранным вторжением Иуды и ревущим морем. Поэтому вполне возможно, что море символизирует иностранное вторжение, которое является судом Божьим над Израилем, ибо Он есть «возмущающий море, так что волны его ревут» (Исаия 51:15 и Иеремия 31:35). Но даже в то время как море, возможно, символизирует суд Божий над народами, оно также является утешением, представляя собой уничтожение их угнетателя, Вавилона. В книге Иеремии 51:42 сказано: «Устремилось на Вавилон море; он покрыт множеством волн его». В книге Исаии 42:10 мы находим будущее благословение для тех, кто «плавает по морю», и они, будучи освобожденными от рабства, «поют Господу новую песнь», разносящуюся даже до краев земли. В этих словах мы видим надежду для себя.

Размышляя об этой последней группе, мы наблюдаем поразительные параллели с Марком 4:36-41, где Иисус успокаивает море. На самом деле, возможно, Иисус в тот момент думал именно о Псалме 106, когда повелел шторму и волнам морским: «Умолкни, перестань» (Марк 4:39). Ученики задаются вопросом в стихе 41: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» Ответ можно найти в Псалме 106:29, где говорится, что именно у Господа есть власть над морями: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают». Это позволяет нам вновь осознать всё величие и силу нашего Господа.

Итак, вкушая от этого хлеба и пригубляя вино, давайте задумаемся о Божьей любви к нам, проявленной в том, что Он вывел каждого из нас из духовной пустыни, от угнетения и греха. Победа ожидает тех, кто уповает на Его любовь. Как сказано в стихе 1, «славьте Господа».

Стивен Уайтхаус (03.03.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.