Библейские проповеди
Терпение Иова
23.12.2012

Отрывки ежедневных чтений: Иов 31-32, Захария 8 и Откровение 5-6.

Я уверен, что многие согласятся с тем, что в книге Иова есть несколько загадочных мест, но они не должны помешать усвоить первый и самый очевидный урок. В Иакова 5:11 говорится: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Но если мы внимательно почитаем высказывания Иова, навряд ли у нас сложится о нем впечатление, как о человеке, который спокойно переносил невзгоды. Ответы некоторых из его друзей тоже кажутся несколько нетерпеливыми и горячими.

Однако греческое слово «терпение» в Новом Завете больше обозначает «способность переносить боль, страдание», чем «спокойное смирение». Так это слово переведено и в некоторых других местах. Таким образом, в Иове мы видим человека, который терпеливо переносил всё, что выпадало на его долю. «Терпение» в этом смысле является положительной чертой, потому что это не просто смирение. Иов был тверд в своей вере. Конечно, он был озадачен и в смятении от происходящего, но полон решимости строго придерживаться своего Бога. Иов стал примером для всех тех, кто не поддался бы боли и грусти или отречению от веры в Бога, несмотря на ужасную печаль.

Похоже, что Иов был убежден в том, что если он сможет дольше продержаться, наступит облегчение и оправдание. Поэтому он ждал, может и не «терпеливо», как мы понимаем это слово сегодня, но явно «упорно», что Бог оправдает его. Может быть, состояние Иова правильно выражено в начале Иова 19:25-27: «А я знаю, Искупитель мой жив», потому что слово «искупитель» несет в себе смысл «защитник». Дальше в этом отрывке говорится: «И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!»

Нет сомнения в том, что Иов (как и многие другие верующие с тех времен) был поставлен в тупик теми бедствиями, которые на него свалились, в то же время он чувствовал, что Бог все время был там, даже когда события развивались достаточно бурно. В Иове 23:8-10 говорится: «Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото». Иов был убежден, что если бы он стал спорить с Богом, Бог нашел бы его «невиновным» в тех обвинениях, которые выдвинули против него его друзья. И чем больше они против него выступали, тем больше он себя оправдывал. Наверное, этот список их споров такой длинный потому, чтобы мы смогли хорошо понять весь процесс.

Результатом длинных глав, описывающих споры, от их начала и до последней главы, является духовное совершенствование самого Иова. Он был настолько убежден, что он прав, что чуть ли не стал обвинять Бога в своих бедах. Он разозлил своих друзей, заявляя о своей невиновности. Даже Елиуй возразил ему: «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?» (Иов 35:2).

Можно себе представить, как чувствовал себя Иов, как и многие страждущие Божьи слуги, задаваясь вопросом:

«Почему это происходит со мной?» Этот вопрос зачастую ведет к следующему: «Что я такого сделал, что мне так достается? Иов не видел никаких причин своих страданий. Он думал, что Бог выбрал его в качестве мишени, не давая ему возможности себя защищать. Он не колебался в своей вере в Бога, но не был готов согласиться, что он что-то сделал, что заслуживает такого жестокого обращения с ним. Он говорит в Иове 13:15: « Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!»

В таком духе проходили споры между Иовом и его тремя товарищами, Елифазом, Вилдадом и Софаром, позже к ним присоединился и Елиуй. Они утверждали, что Бог справедлив и человек в этой жиз ни получает то, что заслужил. Поэтому Иов, наверное, виновен в каких-то смертных грехах, иначе он не оказался бы в такой ужасной ситуации. С другой стороны, Иов защищал себя, говоря что он был в жизни добрым, и ни в коем случае не заслужил к себе такого отношения.

К кульминации в этой книге мы приходим довольно неожиданно, когда в Иове 38:1: « Господь отвечал Иову из бури». В следующих четырех главах Бог властно заявляет о своем всемогуществе и праведности, Он смог использовать свою силу в творении и Он постоянно контролирует материальный и духовный мир. Затем Иов говорит в Иова 40:1-5: «И продолжал Господь и сказал Иову: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему». И отвечал Иов Господу и сказал: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».

Так Иов узнаёт, что Всемогущий старался показать ему, что человек – ничто, а Бог – всё. Несмотря на то, что нам говорит мир, люди не имеют «прав». Мы полностью зависим от Бога за все Его благословения и мы не можем требовать от Него объяснений. Бог знает, что Он делает. Он знает все, мы же всего не знаем. Как говорит Иов в 42:1-6: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? -Так, я говорил о том, чего не разумел … поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

Слова «я раскаиваюсь» очень нужны людям. Эти слова, когда их говорят искренне, как говорил их Иов, возвращают человека к Божьей милости. Возможно, именно такой реакции Господь ожидал от Иова. И как только эти слова были произнесены, Господь дал ему в два раза больше того, что он имел до этого (Иова 42 :10).

«И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (стих 12).

Так какие же уроки для нас содержатся в этой книге? Как говорилось в начале, мы не должны пропустить урок, о котором говорил Иаков 5:11, что терпение, которое продемонстрировал Иов, является качеством, которое ценит Бог. Он пережил самые ужасные катастрофы в своей личной жизни, никогда не теряя веры в конечное Господне оправдание. Он знал, что Господь в конце будет считать его правым.

Без сомнения, некоторые братья и сестры сейчас тоже испытывают трудности и, как и Иов, задаются вопросом, почему на них навалились такие ужасные испытания. Другие могут быть обеспокоены теми трагедиями, которые имеют место в мире – войнами, ураганами, землетрясениями, голодом, эпидемиями, политическими и финансовыми кризисами, что вселяют страх большинству населения земли. Другие же, возможно, переживают, что еще один год заканчивается и мы так долго ждем прихода нашего Господа и его Царства, годы проходят, а мы все ждем. Каждый новый год мы надеемся, что этот год будет годом возвращения Иисуса, но потом он заканчивается и мы спрашиваем: «Господи, когда же?» Ответом на все эти вопросы из книги Иова служит то, что мы должны научиться ждать Господа. Иов просто не мог понять пути Бога или как Бог работает во всех его ситуациях, но он держался своей веры и в конце вышел победителем.

Вторым и, наверное, самым важным уроком этой книги является то, что когда мы ждем Бога, мы не должны это делать с каким-то требовательным настроением, а ждать в кротости и смирении. Иначе наше так называемое «терпение» победит духовное превосходство и может стать формой гордости. Бог старается достучаться до нас и сказать, что он присутствует во всех жизненных ситуациях и Он знает, что Он делает. И если мы готовы учить уроки, которые Он нам приготовил, мы с большей готовностью получим исполнение Его цели в нашей личной жизни.

Давид, когда испытал горечь, имея отношения с Вирсавией, пришел к следующему в Псалме 50:19: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Это был урок, который усвоил и Иов, что прежде чем человек по-настоящему найдет Бога, он должен сокрушить духовную самонадеянность. И это была цель Господа, когда он испытывал Иова.

Иов очень сильно страдал, но пройдя эти страдания, он в конце получил благословения, которые ему приготовил Бог. Как написал Павел в Римлянам 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу». С нашим ограниченным видением нам трудно увидеть «благо» в наших жизненных ситуациях, это может быть не то, о чем мы мечтаем, но урок Иова в том, что духовное здоровье является самым большим благом, которое Бог приготовил для Своих детей. Если Его работа отразится на нас, все остальное будет сделано верно, в этом мы можем быть уверены. И Божий план для каждого из нас будет славно раскрыт, когда придет Его Царство.

Энтони Остхайзен (23.12.2012г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.