Библейские проповеди
Всё делайте во славу Божию (1Кор.10:31)
26.08.2012

Отрывки для чтения: 3 Царств 21; Иеремия 48; 1 Коринфянам 7.

Вопросы от экклесии в Коринфе

В седьмой главе 1 Послания Коринфянам начинается новая тема из числа тех, что собраны в нем и предназначены братьям и сестрам местной экклесии. В главах с первой по шестую апостол Павел касается существовавших в экклесии проблем, среди которых была проблема разделений между членами экклесии, отношение к чрезвычайно аморальному поведению одного из братьев и проблема обращения в суд с иском против своих же братьев и сестер.

В остальной части своего Послания Павел отвечает на четыре вопроса, которые коринфские христиане задали ему раньше. Эти вопросы касались следующих моментов:

•    супружество и связанные с ним проблемы (гл. 7);
•    мясо, предлагавшееся в жертву идолам (гл. 8-10);
•    поведение членов экклесии во время собраний (гл. 11-14);
•    воскресение Господа Иисуса Христа (гл. 15).

Рассматривая все эти четыре вопроса, мы вполне можем подумать, что второй вопрос, касающийся мяса, освящавшегося в храмах идолов, наименее актуален для нас в наши дни. Однако ответ Павла на этот вопрос охватывает весьма важную часть повседневной жизни ученика Иисуса Христа во все времена. Иными словами, он проливает свет на отношения верующего человека с окружающим миром.

Человеческое общество первого века нашей эры было охвачено поклонением всевозможным идолам. И, действительно, в книге Деяний 17:16 Афины, например, преподносятся в виде «города, полного идолов». Город Коринф, расположенный приблизительно в семидесяти семи километрах от столицы Греции, ничем не отличался от нее в этом отношении. Пожалуй даже, в Коринфе всё было еще хуже, ибо поклонение идолам в местных капищах сопровождалось разного рода непотребствами, включавшими в себя потакание плотским страстям и порокам, выражавшимся, например, в объедении и пьянстве, половой распущенности, и даже в таком явлении как ритуальная проституция. Что касается Коринфа, то он вообще приобрел печальную славу крайне аморального города.

Возможно, мы не осознаем насколько трудно должно было для братьев и сестер, живущих в Коринфе (подобно и тем, что жили в Фессалониках) выполнять призывы и постановления, с которыми к ним обращался апостол Павел в 1Фес. 1:9, говоря, чтобы те «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному».

Употребление в пищу мяса, подносимого идолам

Настоящей и серьезной проблемой для братьев и сестер в Коринфе было то, что идолопоклонство не ограничивалось стенами местных капищ, но оно распространялось за их пределы и охватывало собой практически все стороны повседневной жизни людей. Его особое влияние ощущалось в продовольственной сфере, поскольку почти всё мясо, продававшееся в городе и, в частности, на местном рынке, вначале подносилось в качестве жертвы лжебогам. Что же, спрашивается, оставалось делать во всей этой атмосфере братьям и сестрам? Надлежало ли им превратиться в вегетарианцев и полностью отказаться от покупки мяса? Павел отвечает на этот вопрос в 1-ом Послании Коринфянам, гл. 8:4. Он объясняет, что «идолы в мире ничто». Посему мясо, предлагавшееся идолам, на самом деле не превращалось после этого ритуала в нечто оскверненное, а потому его употребление в пищу не означало, что человек принимает участие в идолопоклонстве. Имея это знание и понимание, братья и сестры могли с чистой совестью покупать на рынке мясо и готовить из него пищу (1Кор. 10:25,26).

Злоупотребление свободой

Однако, некоторые братья и сестры, судя по всему, стали злоупотреблять дарованной им свободой. Поскольку теперь они знали, что им можно есть мясо, которое побывало на «освящении» в местных капищах, они сделали вывод, что им можно было употреблять его в пищу прямо там, в месте поклонения и жертвоприношения идолам (это явно заметно из отрывков в 1Кор. 8:10 и 10:16-21, где используются такие фразы как «в трапезе Господней и в трапезе бесовской» — ст. 21). Однако поступив таким образом, они вступали в общение с идолослужителями и подвергали себя опасности отклониться от истинного пути и вернуться ко всем тем порокам, которыми сопровождалось всякое идолопоклонство.

Из всего этого можно извлечь крайне полезный урок для всех нас, живущих в нынешние времена: в окружающей нас жизни есть масса вещей, которые не являются плохими сами по себе или сами в себе, но дело в том, что позволяя себе приобщаться к ним, мы рискуем тем, что, в итоге, они могут привести нас к другим вещам, поступкам и явлениям, характер которых будет уже однозначно предосудительным. Главными призывами Павла, обращенными к экклесии в Коринфе, можно считать заповеди «бегайте блуда» (1Кор. 6:18) и «убегайте идолослужения» (1Кор. 10:14). Мы тоже должны уклоняться и убегать от искушений, и этот призыв «убегать» означает удаляться как можно быстрее и на как можно большее от них расстояние!

Господь Иисус говорил об этих важных вещах в Евангелии от Марка 9:43-48, употребляя образ отсечения руки, тянущейся к согрешению. Это иносказание поучает нас тому, чтобы мы были готовы в своей жизни отсекать искушение на самой ранней его стадии. Мы никогда не должны осознанно подвергать себя воздействию таких обстоятельств, которые, как мы заранее знаем, способны вызвать в нас искушение. Мы не должны впадать в заблуждение, считая, что мы достаточно сильны и можем успешно противостоять ему, как и говорится о том в 1Кор. 10:12: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

Избегание искушений

Возможно, что особо притягательной в вопросе вкушения пищи в капищах была та деятельная атмосфера, что наполняла их. За ней можно было наблюдать, получая некое удовольствие и при этом оставаясь в стороне от принятия активного участия во всём этом аморальном спектакле. С нами может происходить примерно то же самое: мы, возможно, никогда не станем намеренно участвовать в нечестии мира сами, но при этом мы можем получать удовольствие от него неким косвенным образом, прокладывая, например, свой путь через определенные места, выбирая определенные книги для чтения, просматривая те или иные телепрограммы или посещая определенные интернет-сайты. В Евангелии от Матфея 5:28 Иисус предупреждает нас, что взгляд, сопровождающийся похотью по отношению к кому-либо или чему-либо, соравен реальному поступку, направленному на её воплощение. Наш Небесный Отец знает все наши помыслы и побуждения (Пс. 138:1-4). Очень хороший совет по поводу того чем заполнять свой разум дается нам в Послании Филиппийцам, 4:8.

Неразумный юноша, о котором рассказывается в Притчах 7:5-27 желал оказаться где-нибудь неподалеку от дома блудницы, а потому нам совсем не удивительно, что, в итоге, он превратился в ее жертву. Когда мы сталкиваемся с жизненными ситуациями, способными вызвать в нас то или иное искушение, сразу возникает необходимость в осознанном незамедлительном и решительном действии – убегать от греха! (1Кор. 6:15-20) Павел обращается к нам со словами утешения и ободрения, объясняя, что с Божьей помощью и при наличии решимости с нашей стороны мы способны победить все эти искушения (1Кор. 10:13).

Наше влияние на окружающих

Существовала еще одна причина для того, чтобы избегать посещение капищ, в которых проходило идолослужение. Участие в пиршествах, проводимых там, неизменно ассоциировалось с верованиями и аморальными ритуалами, принятыми в идолослужении, и даже если некоторые братья и сестры смотрели на этот вопрос иначе, то другие люди, несомненно, воспринимали такое присутствие именно как участие в служении идолам. Подобная практика со стороны экклесии неизбежно привела бы к тому, что она была бы скомпрометирована в глазах исполненных ощущением собственной праведности иудеев, для которых такое поведение её членов превратилось бы в непреодолимый камень преткновения на их пути к принятию Христа. Крайне негативное влияние такая практика оказала бы и на обращающихся ко Христу греков, которые вообще происходили из общества, традиционно основанного на поклонении идолам и лжебогам. Всем им надлежало познать и принять, что «идол есть ничто в мире» (1Кор. 8:4), а участие в трапезах в их храмах может уничтожить веру «слабого» брата или сестры посредством совращения их на былые пути идолопоклонства в то время как «Христос за них умер» (ст. 9-11).

Вот почему Павел пишет в гл. 10:32: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией». Те верующие, которые считали себя духовно «сильными» и «крепкими», имели обязанность обращать внимание на то возможное воздействие, которое способно было оказывать их поведение не только на их собственную духовную жизнь, но и на духовное состояние как прочих членов экклесии, так и вообще людей, живущих вокруг них. Сам Павел всеми силами старался придерживаться именно такого подхода в своей жизни. Как он говорит в гл. 10, ст. 31-33 — «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна… как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Именно этот урок мы должны извлечь для себя из наставлений апостола и поступать на его основе в своей каждодневной жизни.

Не всё назидает нас духовно

Кратко подводя итог своему наставлению, Павел говорит в 1Кор. 10:23: «Всё мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает». Существует множество вещей, которыми мы можем заниматься и которые при этом не являются плохими сами по себе, однако они не оказывают духовной помощи или поддержки ни нам самим, ни другим людям. Подобных вещей необходимо избегать. Весьма неплохо будет задать себе несколько вопросов перед тем как решиться на принятие участия в каком-либо мероприятии мирского характера:

•    Принесет ли мне это какую-либо духовную пользу? Или я рискую подвергнуть себя очередному искушению?

•    Не возникло ли бы у меня чувство неловкости, если бы я принимал участие во всем этом в присутствии своих братьев и сестер? И не поощрило бы их моё поведение к совершению греха?

•    Уместно было бы, при наличии возможности, пригласить Господа Иисуса Христа пойти вместе со мной для участия в данном мероприятии, и не возникло бы у меня ощущение неловкости перед его лицом?

Участие во Христе

Как сказано в 1Кор. 10:16, «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» И когда мы в очередной раз все вместе преломляем хлеб и делаем глоток вина в память о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, постараемся не забыть и о том, что мы искуплены дорогой ценой и потому более не принадлежим себе (1Кор. 6:19,20; 7:23). Да приложим все усилия к тому, чтобы всем своим существом участвовать в жизни во Христе, а не в делах и заботах окружающего нас мира.

Стивен Мур (26.08.2012г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.