Библейские проповеди
Прощение и терпение Иисуса
29.01.2012

Отрывки для чтения: Бытие 48-50, Псалмы 50-51 и Римлянам 5-6.

В Евангелиях есть множество ситуаций, в которых демонстрируется терпение и прощение Иисуса. Матф.18-20 содержит особо полезные для нас примеры, показывающие, насколько долготерпелив Господь к Своим ученикам. Размышляя о терпении и прощении Господа к Его последователям, мы можем задать себе такие вопросы: «В точности ли я следую примеру Господа в своей повседневной жизни или только делаю вид?» и «Насколько я сам терпелив и способен прощать?»

Первое, что бросается в глаза в Матф.18:1, это то, что ученики хотели знать ответ на вопрос «Кто будет больше (т.е. славнее) в Царстве небесном?» Между учениками, кажется, разгорался спор об их положении в Царстве их Господа. А ведь совсем недавно Иисус им говорил, что скоро сам умрет в Иерусалиме (Матф.17:22-23). Когда они услышали это, то «весьма опечалились». Но они, видимо, были не настолько опечалены, чтобы не спорить о том, кто же будет занимать более великое положение в Царстве; на самом деле они думали только о себе.

Итак, получается, вот какие мы? После того как мы вспомнили о смерти Господа на хлебопреломлении и «весьма опечалились» о том, что он умер за нас, не продолжаем ли мы заботиться больше о себе в нашей повседневной жизни, ничего не меняя? Если это так, тогда нам, как и ученикам, необходимо уяснить несколько уроков от Господа. Первый урок заключается в примере о малом дите: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:4). Значение урока в том, что сначала должно прийти смирение, а только потом возвышение; как и Иисус смирился и принял смерть на кресте, после чего Бог сильно возвысил Его (Флп.2:8-9).

Сразу же после урока о смирении Господь дает строгое предостережение о том, что крайне опасно создавать камни преткновения для других учеников: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7). Ученики огорчали друг друга своими спорами о том, кто из них главнее будет в Царстве. Но послание Господа ученикам на протяжении всех веков было предельно ясно и однозначно: хватит быть эгоистичным и расстраивать братьев и сестер, т.к. такое поведение может вообще лишить тебя места в Царстве (стихи 8-9). Самодисциплина очень важна для каждого из нас, чтобы мы не подавали повода для преткновения и сами не претыкались. Но мы должны следить за своим поведением не только тогда, когда мы можем быть причиной преткновения, но и когда нас кто-то расстраивает, мы должны быть готовы к тому, чтобы простить того человека и не раз, и не два, а сколько нужно будет.

В Матф.18:15-19 Господь дает важные правила того, как необходимо разрешать совершенные ошибки. Первое, что необходимо сделать, когда кто-то вас обидел, – пойти и лично поговорить с этим человеком. Если тот человек понимает свою ошибку и сожалеет, то необходимо примириться с ним. Если обидчик не признает своей ошибки, тогда необходимо привести одного или двух свидетелей, которые бы помогли разрешить эту проблему. Если и это не помогает, тогда необходимо рассказать всей экклесии (т.е. братьям и сестрам). Если человек не послушает всю экклесию, тогда, как говорит Иисус, этот человек становится нам как язычник или неверующий. Другими словами – его необходимо исключить из братства. Христадельфиане следуют этим указаниям, которые дал Иисус. Когда подобное происходит, это всегда очень неприятно, но в исключительных случаях важно защитить братство от тех, кто ведет открытую грешную жизнь и не раскаивается в этом. Читая главу до конца, кажется, что Иисус приводит это указание, как последнее средство, и что мы должны всегда стараться прощать наших братьев и сестер, особенно когда они раскаиваются в содеянном (Лук.17:4).

Долго длящийся спор насчет того, кто будет главнее в Царстве, всё еще проглядывается в вопросе Петра в Матф.18:21: «Господи, если брат мой грешит против меня, то сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?» Иудейские раввины, исходя из своего человеческого мышления, постановили, что троекратное прощение человека достаточно в глазах Бога. Поэтому Петр решил, что он пойдет дальше так называемой праведности книжников и фарисеев и предложит еще большую цифру – 7 раз – столько, сколько, по его мнению, и следовало бы ожидать от ученика Христова. Насколько, должно быть, Петр был удивлен, когда услышал, что прощать необходимо не семь раз, а семьдесят раз по семь! Конечно, вряд ли кто-то будет считать до 490, а потом перестанет прощать согрешающего против него человека. Иисус использовал это выражение для того, чтобы показать, что прощению наших братьев и сестер не должно быть предела.

Господь Иисус каждому из нас предлагает безграничное прощение, если мы раскаемся и будем стараться изменить нашу жизнь к лучшему. Мы должны стараться вести себя так же по отношению к нашим братьям и сестрам. Воистину, это лучший образец поведения. Можно задаться таким вопросом: «Как часто я буду грешить против Господа, и как часто Он будет прощать меня?» Ответ будет таким: «много раз»… Далее Евангелие показывает, что ученики всё еще не понимали, о чем говорит Иисус. В Матф.19:13 говорится, что к Иисусу привели маленьких детей, чтобы он возложил на них руки и помолился. Но это не понравилось ученикам, и они стали отгонять людей. Они, возможно, полагали, что Иисус не захочет тратить свое время на детей. Но Иисус вновь напоминает ученикам в Матф.19:14: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Такой урок Иисус уже давал ранее – в Матф. 18:13-15, который ученики не поняли. В 14 стихе Иисус говорит о пропавшей овце как одной из «малых сих». Под «малыми сими» могут подразумеваться братья и сестры, которые из-за своей скромности недооценены или на которых мы сами не обращаем внимания и не хотим на них тратить время. Такие люди, как говорит Господь, унаследуют Царство, в то время как те, которые думали о себе высоко, (как, например, ученики, устроившие спор по поводу того, кто будет главнее в Царстве) рискуют не попасть в него вовсе. Это очень серьезный урок для каждого из нас – мы не должны о себе думать больше, а о брате или сестре – меньше.

Ученики всё еще не могли уяснить этот урок. Петр спрашивает в Матф. 19:27: «Что же будет нам?» — то же самое, что «А что с этого будем иметь мы? Какова будет наша награда за то, что мы, став твоими учениками, отказались от всего?» Господь терпелив настолько, что в Своем ответе (ст. 28-30) Он уверяет их в том, что они будут в Царстве, однако слегка укоряет их – «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Т.е. те, кто считал себя лучше других, окажутся последними, а последние будут первыми. В Матф.20:18-19 Иисус говорит им о том, что Он направляется в Иерусалим, где Его убьют. Но слушают ли ученики? Если бы! Вместо того чтобы утешить и подкрепить своего Господа в Его нелегкой задаче, они продолжают спорить о положении в Царстве! В 20-23 стихах к Иисусу подходят Иаков, Иоанн и их мать, которая довольно открыто просит Иисуса, чтобы он посадил ее сыновей рядом с собой в Царстве.

Позже Иаков и Иоанн сильно пострадают за своего Господа, но сейчас, когда Иисус нуждался в их поддержке, они печалили Его, споря о положении с остальными 10 учениками (включая Петра), которые «вознегодовали на двух братьев» (ст.24). Это привносит новый смысл в ранее заданный Петром вопрос «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» Спор, видимо, еще не закончился, и Петру всё еще не удавалось применить на своей практике учение Господа о прощении. А удается ли нам применить это учение на практике в нашей повседневной жизни?

Принимая символы, хлеб и вино, мы можем найти ободрение в примере нашего терпеливого и прощающего Господа, как он Сам сказал в стихе 27: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Нет оправдания тому, кто в чем-то подозревает другого на хлебопреломлении; на этом собрании есть место лишь смирению и самоуничижению. В последний раз, когда Иисус принимал пищу со Своими учениками, Он взял полотенце, обвязался им и омыл ноги учеников, уподобляясь слуге, а не их Господину: «Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (28 стих). Именно этот пример мы с вами вспоминаем сейчас.

Рег Карр (29.01.2012г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.