Библейские проповеди
Три притчи о богатых людях
26.05.2007

1. Притча о богатом глупце (Евангелие от Луки 12:13-31) — Остерегайтесь жадности.

В стихе 13 мы читаем о том, как два брата спорили о наследстве. Один брат попросил, чтобы Иисус был посредником между ними. Но в стихе 15 Иисус категорически отказывается от вмешательства и говорит, что есть более важные вещи в жизни, чем деньги. Тогда он рассказал им притчу, которая начинается в стихе 16: «…у одного богатого человека был хороший урожай в поле» (Лука 12:16). Притча рассказывает об очень эгоистичном человеке. Его земля была плодородной, и его единственной мыслью было сохранить то, что он вырастил. Он даже не думал о помощи неимущим. В 17-19 стихах можно увидеть, о чем он думал: «…и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Обратите внимание на то, как часто слова «я», «мой», «моё» и «меня» встречаются в этих трёх стихах! Но той же ночью он умер (стих 20), и о его богатстве стали спорить другие люди.

Эта история очень напоминает историю Навала в 1 Царств 25:1-38. Возможно, Иисус вспоминал о Навале, когда рассказывал эту притчу. О Навале написано как об «очень богатом» человеке (стих 2) с огромным количеством овец и козлов. Но он заработал себе прозвище «безумный» (стих 25), он был жестоким и злым (стих 3). Как объяснить его злобный нрав? Ответ находится в стихе 36. Навал употреблял много алкоголя. В Книге пророка Екклесиаста 1:9 нам говорится о том, что ничего нового нет под солнцем. Пьянство оказывало негативное влияние на многих людей в то время; то же самое происходит и сегодня. Если мы употребляем алкоголь, мы должны знать меру (1Тимофею 5:23), чтобы не выглядеть глупо или быть агрессивным (Притчи 23:29-35). Как ученики Христа мы ответственны за все наши действия. Так что крайне важно не злоупотреблять алкоголем и не терять самоконтроль.

В прошлом Давид защищал стада Навала и поэтому был уверен, что Навал будет рад оказать ему услугу в благодарность за охрану (1Царств 25:14-16). Но, к сожалению, его надежды не оправдались! Этот человек был крайне груб – обратите внимание на его слова: «…неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1Царств 25:11). Он был наверняка пьян, когда отвечал на вопрос. В конце концов из-за пьянства с ним случился удар, и он умер десятью днями позже.

2. Притча о неправедном слуге (Евангелие от Луки 16:1-13) – «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лука 16:10).

Хотя Иисус обращался к ученикам, рассказывая эту притчу, фарисеи также слушали Его слова (стих 14). Кажется, что притча была главным образом направлена на фарисеев, и они поняли это.

«Богатый Человек» в этой притче представляет собой Бога. Он был владельцем имущества, и о Нем не было сказано ничего плохого. «Слуга» представляет собой религиозных лидеров, которые, как предполагалось, должны были учить народ Божий. Но фарисеи использовали свое положение в эгоистичных целях, чтобы превратить религию в прибыльное производство. Мы можем провести сравнение с Книгой пророка Иеремии 23:1-2. Настало время, когда Бог решил изгнать этих злых лидеров и назначить вместо них других. Так слуга в притче был отстранен от служения (стих 2). Он хотел обеспечить материально свое будущее, когда заключал сделки с должниками своего господина, сокращая их счета; он был уверен в том, что они сделают то же самое для него, когда он будет нуждаться в этом. Но в уменьшении счетов не было никакого смысла. Слуга нарушил правила и не чувствовал при этом никаких угрызений совести. Должники, когда их долги уменьшились, сказали что-то вроде: «Это его дело, мы его об этом не просили!»; когда же господин узнал о том, что случилось, он сказал: «хитрец, но проявил догадливость».

Внимательно читая притчу, мы понимаем, что фарисеи не оправдали доверие Бога. Главный урок притчи – мы должны мудро использовать то, что Бог дал нам. Мы должны обращаться с тем, что принадлежит Богу, как верные и честные слуги; исполнять работу, порученную нам Богом со всей ответственностью, а не как мирские люди, которые заботятся только о своих собственных делах и проблемах.

Рассмотрите, например, вопрос о корване в Евангелии от Марка 7:9-13. Закон требовал, чтобы человек заботился о своих родителях, но фарисеи говорили, что если деньги принесены в качестве пожертвования на храм, тогда человек освобождался от заботы о своих родителях. Таким образом, часть денег была отдана в синагогу (без сомнения, большая часть была присвоена фарисеями!), в то время как остальные деньги оставались у человека. Иисус комментирует ситуацию: «…устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Марк 7:13). В притче одно лишь беспокоило и интересовало слугу – его собственное будущее. Иисус сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лука 16:8). Возможно, Иисус подразумевал следующее: «обычных людей интересует то, что происходит в мире и в их собственной жизни, но дети света должны быть равнодушными к мирским проблемам, они должны сделать выбор между мирскими делами и Евангелием. Они разрываются, пытаясь служить двум господам. Вместо этого они должны быть полностью преданы Евангелию».

Но что обозначает стих 9 из этой притчи: «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лука 16:9)? Конечно, Иисус не предлагал, чтобы Его последователи приобретали деньги неправедным путем. Мы должны помнить, что эти слова относились к фарисеям, но, в то же время они являются уроком для всех нас. Иисус использовал чистую иронию в этом стихе. Давайте посмотрим на конец этой фразы. Слово «обитель» — греческое слово, которое имеет значение «палатка», то есть временное жильё, которое можно легко перемещать с места на место. Термин «вечные обители» поэтому является противоречивым. Единственное место, в котором люди этого мира будут вечно находится, это могила! Теперь поговорим о первой части этого стиха: «…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас…» (Лука 16:9). Фарисеи были нечестными людьми, которые следовали к вечной смерти. Возможно, Иисус думал о чем-то вроде этого: «…если ваша вера в деньгах – следуйте по этому пути и примкните к толпе, у которой нет надежды на жизнь вечную. Забудьте о своих набожных разговорах и религиозных церемониях. Но если вы искренне веруете в Бога, отдайте все силы на то, чтобы от всего сердца служить Богу. Не пытайтесь служить двум господам! «Не можете служить Богу и мамоне».

3. Богач и Лазарь (Евангелие от Луки 16:19-31) — Бог избрал бедного в этом мире, который богат в Боге.

«Один богатый человек» в этой притче ожесточил свое сердце. Каждый раз когда он выходил из дома или возвращался домой, он видел Лазаря, нищего, который находился в очень плачевном состоянии. Богатый человек знал Лазаря по имени, но не имел никакого сострадания к нему. Затем Иисус начинает указывать на то, что люди в то время имели неверное представление о смерти. Это ложное вероисповедание пришло в иудаизм из Вавилона и Персии. Они думали, что душа бессмертна и что после смерти люди разделяются на две группы – праведные идут к свету, который известен как «лоно Авраама», а злые попадают в огненное озеро. Иисус рисует совершенно невероятную картину – праведные с «лона Авраамова» могут разговаривать с грешниками, горящими в огненном озере!

Примечательно, что это единственная притча, где один из главных героев назван по имени. Лазарь действительно воскрес из мертвых, как мы читаем в Евангелии от Иоанна 11:33-34. Цель притчи состояла в том, чтобы продемонстрировать ложные верования некоторых людей, а также подчеркнуть ответственность тех, кто имел деньги, которыми можно было поделиться с бедными. Мы знаем, что Библия учит нас помогать бедным, но если мы постоянно будем ожесточать наше сердце к ним, то наша совесть рано или поздно просто перестанет работать.

Возможно, самый важный урок этой притчи содержится в стихе 31: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лука 16:31).

Иисус знал, что фарисеи не обращали внимания на предупреждения, содержащиеся в Законе Моисея и пророках. Он знал, что ему надлежит пострадать вскоре, но Бог воскресит Его из мертвых. Он также знал, что даже наблюдая это чудо, они не поверят Ему.

Это так же актуально сегодня, как и в то время: если Библия не может убедить человека, то его уже ничто не убедит, даже если кто-то на его глазах будет воскрешен из мертвых.

Дэвид Бадден

Книги:  |

Комментарии закрыты.