Библейские проповеди
Наставление из Притч: кроткий ответ
31.03.2007

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи, 15:1). Что такое «кроткий ответ»? При каких обстоятельствах он отвращает гнев? Некоторые другие английские переводы этого еврейского слова, вместо слова «кроткий», здесь и в других местах Ветхого Завета используют слова «ласковый», «застенчивый» и «нерешительный». Эти альтернативные переводы подсказывают нам, каков же на самом деле кроткий ответ. Возможно, самый лучший способ понять его значение, это посмотреть на притчу в действии.

Левит, 10:16-20

Предыдущие стихи в этой главе рассказывают о двух сыновьях Аарона, Надаве и Авиуде, представивших себя Господу неугодным образом; настолько неугодным, что Господь убил их, потому что они не святили Его в своих делах. Затем мы читаем о двух других сыновьях Аарона, Елеазаре и Ифамаре, которые также допустили ошибки в исполнении деталей Закона Моисеева. Моисей разгневался (ст. 16) и сказал своим племянникам об их ошибках. Согласно Писанию сыны Аароновы не стали оправдываться. Наоборот, сам Аарон вступился за них, дав кроткий ответ в ст. 19. Его ответ отвратил гнев брата, который затем одобрил его (ст. 20).

Этот случай можно описать как праведный гнев Моисея. Он был прав и потому высказался. Необходимо было вмешательство третьей стороны. Мы можем посочувствовать Аарону как горюющему отцу, потерявшему двух сыновей, а теперь видящему еще двоих в беде. И он отвечает за них, но не с сердитыми словами, а с кроткими. Необходимо принять во внимание необычные и тревожные обстоятельства того дня. Мы можем научиться от участников события следующему:

  • Елеазар и Ифамар – не ответили Моисею с гневом, но приняли его критику, зная, что она справедлива.
  • Моисей – был готов выслушать Аарона, не защищая свои собственные высказывания, зная, что они справедливы.
  • Аарон – в таких тяжелых обстоятельствах не возмущался, но дал кроткий ответ, разрешивший проблему.

Некоторые полагают, что кроткий ответ является признаком слабости, но Аарон наглядно проиллюстрировал тот факт, что кроткий ответ, напротив, является признаком силы и храбрости.

Иисус Навин 22

Завоевание земли наконец было завершено под предводительством Иисуса Навина. Воины из колен Рувима, Гада и Манассии, владевшие территорией к востоку от реки Иордан, наконец-то могли вернуться домой, оказав помощь собратьям-евреям в завоевании. Их возвращение записано в ст. 9-12. Можно представить себе, с какой радостью и благодарностью за участие в завоевании земли встречали их люди, когда они проходили через города и селения.

После их прибытия к Иордану все изменилось. Два с половиной колена выстроили огромный жертвенник, который все могли видеть. Это вызвало немедленную реакцию остальной части Израиля. Другие колена собрались в Силоме и по ошибке решили, что эти действия являются бунтом против Бога. Строительство жертвенника, вместо или вдобавок к жертвеннику, находящемуся в Скинии, являлось посягательством. Поэтому они решили идти войной против двух с половиной колен и послали некоторых из своих людей сказать им об этом. Сложилась ситуация, когда большинство израильтян разгневались на своих братьев, живших на другой стороне Иордана. Какого ответа следовало ожидать от тех колен? Они подробно рассказали и объяснили, зачем они построили такой жертвенник (см. ст. 21-29). Они выстроили сей жертвенник в напоминание самим себе и последующим поколениям, что все они являются частью одного народа и поклоняются одному Богу. Жертвенник являлся свидетельством тому, что хотя река Иордан может разделять их, нацию разделить невозможно. Все они были народом Божьим. Это был кроткий ответ, отвративший гнев их братьев. Ответ посланникам был таков, что они «одобрили их» (ст. 30). Также и все сыны Израилевы одобрили это (ст. 33), и конфликт был исчерпан.

Всё это произошло по причине, которую мы могли бы назвать «неправильно понятые мотивы». Подсказка содержится в ст. 11, где мы читаем: «И услышали сыны Израилевы, что говорят…». Они услышали, что говорят. Дело состояло в том, что был построен жертвенник. Новость эта распространилась по всей земле, и необходимо было выяснить причину произошедшего. Поскольку неверные умозаключения распространяются куда быстрее, нежели верные, то люди вскоре решили, что те колена решили восстать против них. Они не поняли истинных мотивов этих двух с половиной колен. Уроки для нас здесь весьма ясны – избегать своего собственного мнения о мотивах поведения других и не основывать свое мнение только на том, что говорят другие. Мы так же можем многому научиться из ответа двух с половиной колен. Там не было и тени чувства уязвленного самолюбия. Они вышли из создавшейся ситуации полностью оправданными и избежали гражданской войны.

Судей, 6-8

Здесь мы читаем о подвигах Гедеона. Ближе к концу кампании против Мадианитян Гедеон попросил о поддержке Ефремлян, которые в ответ стали охранять часть реки Иордан, чтобы не дать убежать Мадианитянам (7:24-25). Они достигли успеха, убив двух Мадиамских князей. Тем не менее Ефремляне пришли к Гедеону и горько сетовали ему на то, что их не попросили участвовать в битве раньше. Они разгневались: «И сильно ссорились с ним» (8:1).

Гедеон дал кроткий ответ. Он предположил, что их успех превзошел успех его самого! Малое участие Ефремлян было расценено более достойным, нежели все предыдущие подвиги Гедеона. Кроме того – они захватили в плен двух князей Мадиамских! Ответ достиг нужного эффекта: «Тогда успокоился дух их против него» (ст. 3). Мы можем живо представить себе, что Гедеон мог сам разгневаться в подобных обстоятельствах. Только что была одержана великая победа под предводительством Бога и командованием Гедеона. Естественно, что Ефрему следовало бы выразить благодарность за спасение, вместо того, чтобы прийти с жалобами и гордым сердцем. Гедеон здесь встретился с необоснованной критикой вместо похвалы, но тем не менее был готов дать кроткий ответ, чтобы отвратить гнев их.

Сравните этот инцидент с другим, записанным в книге Судей, 12:1-4. Иеффай был судьей, и Ефремляне вновь собрались, чтобы противостать ему со своими жалобами; те же самые обвинения, с которыми они выступили против Гедеона: «для чего ты ходил воевать с Аммонитянами, а нас не позвал с собою? Мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе» (ст. 1). Они были по-настоящему разгневаны! Ответил ли им Иеффай кротко? Нет! Наоборот, своими оскорбительными словами он вызвал в народе беспорядки (см. ст. 2-4).

Притчи, 15

В примерах, рассмотренных нами выше, говорится о том, что мы должны достойным образом использовать свой язык; о том, что последствия его использования могут быть плохими или хорошими; о том, что мы должны тщательно исследовать свои собственные мотивы, перед тем как дать ответ в сложившейся ситуации. Мы должны подумать о том, какое влияние произведут наши слова на других участников разговора. В Притчи, 15 дан хороший пример использования языка: «Язык мудрых сообщает добрые знания» (ст. 2); «Кроткий язык – древо жизни» (ст. 4); «Уста мудрых распространяют знание» (ст. 7); «как хорошо слово вовремя!» (ст. 23).

По поводу отвращения гнева кротким ответом эта глава дает еще один совет, записанный в ст. 28: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло». Мы не должны судить о деле по первым словам, которые доходят до нас в различных обстоятельствах. Наоборот, мы должны «исследовать» свои ответы, перед тем как дать их.

Последний комментарий и наставление можно найти в Притчах 16:1: «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка». Если кроткий ответ отвращает гнев, то первые слова, которые мы намереваемся произнести, могут и не достичь этой цели. Скорее они будут похожи на ответ Иеффая и вызовут гнев. Мы должны тщательно обдумывать свои ответы. Но самое важное то, что мы должны говорить, основываясь на Божьих принципах, изложенных на страницах Священного Писания.

Джон Пэрри

Книги:  |

Комментарии закрыты.