Библейские проповеди
Преданность и изменение характера на примере Ездры
17.02.2007

В настоящее время почти мгновенных коммуникаций мы легко можем забыть, что на протяжение большей части истории передача данных была медленной и зачастую трудной. Письма писали вручную и передавали с гонцами, самый быстрый из которых ехал на лошади; чтобы добраться до адресата зачастую приходилось путешествовать несколько недель. Новости о военных победах на море или в других странах также несколько недель могли доходить до дома. Боевые командиры распространяли свои приказы через звучание труб и выкидывание флагов. Если сообщение предназначалось для большого количества людей в одном населенном пункте, то к людям посылались гонцы, извещающие их о собрании на одном из общественных мест.

Так был и для Ездры. Возвращающимся из плена иудеям было сказано собраться вместе на улице перед водными воротами в Иерусалиме в первый день седьмого месяца, в 458 году до Рождества Христова (см. Неемия 8:2-3). Пришедшие на собрание скорее всего были из тех семнадцати тысяч мужчин (Ездра 8:2-14, 18-20), которые вернулись в город в седьмой год Артаксеркса (465-420 до Р.Х.) под предводительством Ездры (Ездра 7:7).

Ездра и его друзья читали по очереди из Книги закона (Неемия 8:1-8). Представьте себе тишину, которая тогда царила в собрании, все внимательно слушали, как они отчетливо и с выражением читали Слово Божье, чтобы и обычные люди могли понять его.

Как мог Ездра читать так хорошо? Мы знаем из Ездры 7:6, что он был «книжником» в Законе Моисея. Он очень хорошо знал то, о чем читал – откровенное слово Бога. Он много раз его прочитывал, т. к. его работой было переписывать Божье Слово. Сегодня сотни копий рукописных документов можно сделать на фотокопировальной машине одним нажатием кнопки, но в дни Ездры это было невозможно. Копию нужно было сделать вручную, зачастую на особом материале из кожи (кожа овцы или козла), для того чтобы она долго служила. Человек, который переписывал документ, должен был быть очень внимательным, для того чтобы не допустить ошибки. Если же он все же допускал ошибку, необходимо было соскоблить кусочек кожи и сделать всё возможное, чтобы исправить ее. Но если было сделано много ошибок, то тогда дорогостоящая кожа овцы или козла уничтожалась, а переписчик начинал всё сначала на новом куске кожи. Поэтому несложно представить, насколько аккуратны были писцы в своей работе. По всей видимости, Ездра мог называться «Государственным секретарем по делам еврейского народа» в дни царствования царя Артаксеркса. Он однозначно имел репутацию человека с наивысшим уровнем аккуратности в своей работе, и ему оказывалась большая честь при царском дворе.

Создается впечатление, что во времена пленения в Вавилоне было много еврейских писцов, которые объединялись, для того чтобы Закон Моисея соблюдался насколько это было возможно, несмотря на то, что они жили в чужой стране. Некоторые исследователи Библии предполагают, что эта группа со временем стала называться Синедрионом. «Священнический устав» был написан в более поздние годы плена, и Ездра, должно быть, был знаком с его содержанием. Царь обращался к Ездре по всем еврейским делам. Поэтому когда Ездра захотел вернуться в Иерусалим, Царь удовлетворил его запрос – «так как благодеющая рука Бога его была над ним» (Ездра 7:9). Даже вавилонский царь Артаксеркс понимал мощь и величие Бога Израиля. Просто посмотрите на приветствие в его письме к Ездре, где он обращается к нему как к «учителю закона Бога небесного» (стихи 12 и 21). Бог Израиля контролировал все события, и Ездра знал это очень хорошо.

Также обратите внимание на то, что Ездра был не только первоклассным писцом, но также и человеком, почитающим Слово Божье. Поэтому перед тем как отправиться в путешествие с таким множеством людей, он «расположил свое сердце» (стих 10). Из этого уже можно представить, каким был Ездра. Фразы этого стиха написаны не беспорядочно. Каждая фраза согласуется с предыдущей. Во-первых, он обратил свое сердце к закону Божьему. Это возбудило в нем желание найти Истину в Законе Божьем. Затем он увидел, что его обязанность заключается в том, чтобы жить этой Истиной в своей собственной жизни. Только тогда он смог бы искренно и без лицемерия наставлять других о Божьих путях.

Вера Ездры в Бога была настолько сильной, что он и не помышлял о том, чтобы попросить царя об охранном войске, которое сопровождало бы их в таком долгом путешествии до Иерусалима. Пленники везли с собой много драгоценных подарков для храма, переданных как пленниками, оставшимися в Вавилоне, так и самим царем. Каким преданным вождем был Ездра, который попросив у Господа защиты для народа, путешествующего с ним, отправился в путь (Ездра 8:21-23).

Итак, это долгое путешествие, длиной более чем в 1120 км, под «благодеющей рукой» Господа было благополучно завершено (Ездра 8:31-32). Количество людей в таком долгом путешествии само по себе было достойным восхищения, и они постоянно напоминали себе, что они были в «благодеющих руках Господа». Около восьмидесяти лет прошло с поры Постановления царя Кира и первого возвращения пленников под предводительством Шешбацара (в 536 году до Р.Х. – 2 Паралипоменон 36:23). Те пленники слушали проповеди Аггея, в особенности о восстановлении храма в Иерусалиме. Прошло еще четырнадцать лет после возвращения Ездры, пока не возвратился Неемия, начавший восстановление городских стен Иерусалима.

Некоторые евреи не были уведены в плен, а остались в Израиле, чтобы работать с виноградниками и обрабатывать землю (4 Царств 25:8-12). Именно с этими людьми Ездре и вернувшимся пленникам предстояло иметь дело. Ездра хотел не только восстановить разрушенные постройки, но и обновить духовное состояние людей. Именно для этого ему были даны особые полномочия (Ездра 7:25-26). Как только было установлено руководство, появились вести о том, как оставшиеся иудеи вели себя на протяжении последних семидесяти лет. Он был очень опечален этими новостями (Ездра 9:1-11, 15). Обратите внимание, как Ездра (стих 15), подобно Даниилу (Дан. 9:5,8,11 и 15), не отделяет себя от худых дел израильтян.

В то время Ездра показал свою огромную веру и смелость в Боге перед всеми людьми. Ездра подчеркнул серьезность собрания всех евреев в течение трех дней под угрозой того, что если кто не придет, имущество того человека будет изъято (Ездра 10:7-8), на серьезность этого дела указывала и чрезмерно дождливая погода (стих 13). Это был призыв обратиться от злых мирских помыслов к святым уставам Бога. Все израильтяне были избранным народом Бога, и им не следовало вступать в брак с языческими народами, которые не верили в Бога (Псалом 105:33-39). Ездра 10:18-24 перечисляет имена всех израильских мужчин, которые взяли жен из других народов, нарушая тем самым повеление Бога.

Итак, какой урок мы можем усвоить из жизни этого богобоязненного человека? Все очень просто: если нам предоставляется возможность засвидетельствовать значимость Божьего Слова, мы прежде всего должны «расположить наши сердца» и с молитвой стремиться к познанию нашего Небесного Отца посредством регулярного чтения Библии. Для помощи в этом деле у нас есть спутник по Библии. Все прочитанное мы можем воплотить в наших жизнях, чего и требует от нас Господь. Подобно Ездре, через примеры нашей богобоязненной жизни мы сможем учить других радостной вести Евангелия и надежде Израиля. Мы сможем наставлять других с чистым и искренним сердцем.

Тревор А. Причард

Книги:  |

Комментарии закрыты.