Библейские проповеди
Марфа и Мария (Часть 2)
15.04.2006

На прошлой неделе мы рассматривали различные характеры Марфы и Марии, а также разногласия, возникшие у них, когда они оказывали гостеприимство Иисусу в своем доме в Вифании. Должны ли мы осуждать поведение Марфы или разделять себя на сторонников Марии и сторонников Марфы? Определенно нет! Это был всего лишь один момент в их жизни, и нет никаких доказательств, что Мария была менее практична, чем Марфа. Марфа была глубоко духовна, как и Мария. Она очень хорошо осознавала величие Иисуса, но упускала из виду важность его учения. Непонимание перспективы вызвало с ее стороны негодование, которое росло до тех пор, пока упрек Иисуса не заставил ее присоединиться к Марии у его ног.

Сравнивая этих двух женщин, мы должны также учитывать и другие проблемы в их жизни. Эти две сестры переживали смерть своего брата Лазаря. После боли и утраты, мучений и неуверенности Марфа, которая, по-видимому, была более уверенной из них двоих, нуждалась в том, чтобы черпать силу и уверенность в Иисусе.

Присутствие Иисуса после смерти Лазаря теперь придало ее вере стимул, и она смогла выразить свое убеждение словами: «Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Иоан.11:21,22).

Побуждаемая Иисусом, она продолжала проповедовать свою веру в стихах 24-27: «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иоан.11:24-27).

Мария использовала те же начальные слова, что и Марфа в стихе 32: «Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Иоан.11:32).

Мария больше ничего не говорит, но остается у ног Иисуса, плача. В каждом эпизоде мы видим Марфу на ногах, служащую, идущую навстречу Иисусу, и Марию, расположенную у его ног. Мы можем сделать вывод о том, что одна сестра практична и прямолинейна, а другая – преданная последовательница Иисуса.

Мария плакала, а «…Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился» (Иоан.11:33). Может быть, Мария просто поддалась сдерживаемым эмоциям, или же она поняла, что смерть Иисуса приближается и станет гораздо большей потерей, чем смерть Лазаря? Иисус, конечно, знал, что чудо, которое он собирался совершить, подпишет ему смертный приговор, и с того самого дня первосвященники и фарисеи решили предать его смерти.

Таким образом, смерть Лазаря еще раз показывает разницу между двумя прекрасными сестрами. Горе Марии глубже, но менее показательно. Марфа выходит навстречу Иисусу, а Мария все еще сидит в доме и не уходит, пока Марфа не скажет ей, что Христос просит за нее.

Мария, должно быть, приблизилась к пониманию истины, потому что в последнем эпизоде в Вифании она снова преклоняет колени у ног Иисуса, помазывая их дорогой мазью и вытирая их своими волосами. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Иоан.12:1-3). И Марк, и Иоанн описывают эту мазь как «мир из нарда чистого, драгоценного» (Марка 14:3; Иоанна 12:3) или «нардовый чистый драгоценный мир». Греческое слово «pistikos» здесь явно связан со словом «Пистис», греческое слово «вера». Перевод «мазь веры» был бы очень уместен, потому что здесь Мария предвкушала жертву Иисуса, когда он отдал свою жизнь и демонстрировала свою благодарность в любви и вере – все у ног Иисуса. Разве это не урок для нас, что служение Христу начинается смиренно у его ног? Именно пребывая у ног Иисуса, мы можем узнать о нем и понять, чего он требует; наши сердца наполняются сиянием его радости, спокойствия и мира. Только тогда мы сможем служить ему в той спокойной уверенности и любви, которые защитят нас от самодовольства и гордыни.

Этот великий принцип сияет в жизни всех Божьих слуг. Они переходят от молитвы и медитации к служению. Те, кого мы считаем наиболее активными из апостолов, были людьми молитвы, а те избранные Божьи мужи, которых мы связываем с созерцанием, были людьми действия. В высшей степени деятельному служению Павла предшествовали три года, проведенные в пустыне у ног Иисуса. Иоанн, любимый ученик, проводивший много времени в духовном постижении, был также человеком действия.

Возможно, мы стремимся энергично, почти с мрачной решимостью, служить Господу, утомляясь в своем труде и иногда немного раздражаясь на тех, кто, как нам кажется, не проявляет должного усердия. Если это так, то мы должны усвоить урок, который Иисус преподал Марфе: наше служение не является самодовольной попыткой служить ему. Скорее, мы должны идти к Иисусу, позволяя ему насыщать нас, чтобы в ответ мы могли подняться в тишине духа и глубоком смирении ума, чтобы ответить на его любовь и выполнять его работу как верные слуги.

По словам Иисуса, Мария сделала для него великое дело. Она сделала всё, что могла, при его помазании. Она отдала ему всё свое внимание, свою абсолютную веру и свою беззаветную преданность. Иисус просит нас только об этом, чтобы и мы могли узнать его.

Вечеря в Вифании, должно быть, была удивительным событием и славной параллелью с будущими радостями, которые ожидают нас в Царстве для всех, кто возлюблен Христом. Вот Лазарь, умерший несколько дней назад, сидит со своим избавителем от смерти и ест вместе со своими близкими. Как невероятно это должно было быть для них. Зная о любви Марии ко Христу до этого, мы можем понять, как она укрепилась бы с Воскресением ее брата. Как она будет смотреть на своего господина и брата с восторгом, но вместе с тем и с дурными предчувствиями.

Но где бы мы были без таких сестер, как Марфа? Она щедро одарила гостеприимством Господа. Их дом в Вифании стал местом отдыха, когда он больше всего в нем нуждался, в ту последнюю ужасную неделю своей жизни. Она сделала это в то время, когда злые люди приближались к нему. Урок для нас заключается в том, что необходимо найти баланс между верой и делами. И то, и другое играет свою роль в нашей жизни во Христе. Мы рассмотрели двух женщин, которых Иисус любил и, надеюсь, мы научимся у них, чтобы укрепить нашу любовь к Иисусу, нашему Господу.

Колин Уолтон

Книги:  |

Комментарии закрыты.