Библейские проповеди
Аврам – друг Бога
10.12.2005

Впервые Аврам был назван Авраамом в Бытие 11:26. Он жил в Уре, очень продвинутом для своего времени городе в Халдее. Археологические исследования показали, что жители города жили в солидных кирпичных домах, и их быт хорошо организован. Находясь в Уре, Аврам женился на Саре. Его отец и брат Нахор были идолопоклонниками, возможно, лунного бога, однако Аврам и Сара не поклонялись ему. У торговцев в Уре были частные армии. На гравированном планшете, найденном в Уре, представлен список армий различного размера. Казалось, что Аврам и его семья были торговцами. Позже в Бытии 14:14 мы узнаем, что у него была армия из 318 человек, которую он использовал для спасения своего племянника Лота. Эти армии использовались такими торговцами, как Аврам, для защиты своего бизнеса.

Первое обетование

В Книге Бытия 12 мы видим, как Бог призывает Аврама покинуть Ур и отправиться в другую страну. Призыв был неожиданным, но он был верным человеком и повиновался. Он должен был покинуть свою страну и семью своего отца и отправиться в неизвестную страну, которая будет ему указана, где он получит важные обетования. Эти удивительные обетования были настолько важны, что они были повторены ему несколько раз, и они изменили его жизнь и весь ход истории. И здесь мы сосредоточимся на этих обетованиях.

Для его семьи было долгое путешествие с большой компанией слуг и домашнего скота. Его племянник Лот пришел с ним. Это было путешествие веры: «…пошел, не зная, куда идет» (Евреям 11:8-10). У них не было детей, и выход из зоны комфорта и безопасности большого города мог быть причиной большого стресса, но Абрам был полон решимости подчиниться. Тут мы видим духовную силу этого 75-летнего мужчины. Он верил в удивительные обетования Бога: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:2,3). Интересно, каково это было для него – чувствовать себя таким избранным. Аврама сопровождал его отец Фарра до его первой остановки в Харране, где его отец умер.

Второе обетование

Они отправились дальше и пришли в землю Ханаанскую, и прошли через нее до Сихема. И Господь явился Авраму и сказал: «потомству твоему отдам Я землю сию» (Бытие 12:6,7). На том месте Аврам построил жертвенник Господу. Затем из-за сильного голода в Ханаане он отправился в Египет. Здесь у него было большое испытание веры, когда Аврам солгал, что Сара была его сестрой, что было полуправдой (см. 20:12). Это случилось, когда фараон захотел сделать Сару своей женой. И здесь Бог спас его (12:17). В результате этого спасения Аврам выжил и вышел из Египта очень богатым.

До сих пор семья продержалась вместе. Но из-за огромного количества своего скота они не могли больше оставаться вместе так как: «…непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе» (13:8-11). Но мы видим доброту и смирение Аврама, когда он предложил Лота первым выбрать, куда пойти и поселиться. Поэтому Лот (чье имя означает «глаза, не способные видеть ясно») выбрал то, что казалось прекрасной плодородной частью страны. И это был не самый мудрый выбор, так как жители этого района: «…были злы и весьма грешны пред Господом (ст. 13). Это было окончательное отделение от семьи Аврама, и Божье наставление теперь полностью исполнилось.

Третье обетование

В момент, когда Аврам получил третье обетование, некоторые изучающие Библию считают, что он стоял на возвышенном месте и имел хороший обзор всей земли. Он мог видеть, где его потомки будут жить в будущем. Какое чудесное обетование ему суждено было получить! Лот своими глазами сделал свой выбор и отделился; теперь Бог говорит Авраму: «возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, …встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (ст. 14-18) – какая великая перспектива для Аврама. Слово «потомство» относится к одному семени, как объясняет апостол Павел в Послании к Галатам 3:16: «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос». Таким образом, пророчество о грядущем Спасителе включено в обетование о великом множестве потомков Аврама.

Битва царей

Следующий произошедший инцидент создал Авраму большую проблему. Лот сделал свой выбор и, вероятно, совсем вскоре пожалел об этом (Бытие 14:11,12). В стихе 13 Аврам впервые назван евреем. Со своей хорошо обученной армией он выиграл битву и спас своего племянника Лота. И хотя награда, Аврам была высока, он отказался и взял лишь еды, достаточной для своих людей. Затем случилась значительная встреча с Мелхиседеком, Царем Салима, которая стала предвестником царственной/ священнической роли Иисуса (см. Псалом 109: 4 и Евреям 7:1,10-11,15,17). Авраму было тогда 85 лет, и он был обеспокоен тем, что все еще бездетен. Откуда взяться обещанному Богом потомству?

Четвертое обетование

Аврам даются уверения, что Бог выполнит Свои обещания: «не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Бытие 15:1). Ожидание было долгим, и Аврам проявил великое терпение и доверие. И о слуге Элиезере Бог сказал: «не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (стихи 4,5). Затем мы читаем это удивительное утверждение: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (стих 6; сравните комментарий апостола Павла К Римлянам 4:2,3).

Смена Имен

Глава 17 Бытия описывает очень важные события для Аврама. Ему было уже 99 лет, когда Бог снова явился ему. Мы должны осознать длительный промежуток времени между каждым посещением Господа. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (стихи 1,2). Тогда же было дано еще одно благословение для него и Сары – их имена будут изменены. «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (стих 5). Затем Бог повторяет Свой завет с ним (стихи 6-8). Что касается его жены, она больше не будет Сарой: «… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра» (стих 15) – что означает «принцесса».

После всех этих заверений и обетований Авраам все же не удержался, так как был стар и неуверен в будущем и взял служанку Сары — Агарь, чтобы родить сына – Измаила. Было ли это недостатком веры? Он все еще не понимал, как и откуда его потомки произойдут. Но Бог сказал: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак» (17:19). Это было подтверждено визитом ангелов (18:10). Как трудно это было уразуметь Сарре, которая уже не могла выносить ребенка, так как «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» из-за возраста (стих 11). Однако ее роль была очень важна, поскольку вечный завет должен был прийти через сына Исаака, а не Измаила.

«После сих происшествий Бог искушал Авраама» (22:1). Что бы ни случилось с этим верным человеком ранее, это, должно быть, было его самое трудное время: «[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (стих 2). И не было вопросов у Авраама «почему?» Или «зачем?» (стихи 3-5). Обратите внимание на реакцию Авраама в этих стихах. Он сделал то, что сказал ему Бог, даже когда Исаак спросил, что делает его отец: «где же агнец для всесожжения?» (стих 7). Какая поразительная вера! Мы также должны признать веру Исаака: «И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (стих 14). Комментарий в Послании к Евреям 11:17-19 дает нам больше понимания веры этого человека: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».

Последнее великое обетование

Благодаря великой вере Авраама, Бог расширил Свои обетования: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:15-18). Затем в великом возрасте – 127 лет умирает Сара, любимая жена Авраама (23: 1). И Авраам попросил пещеру Махпелу для захоронения своей жены. Затем найдя жену Исааку, Авраам взял себе другую жену, Кетуру, и у нее родилось шесть сыновей. Наконец, и его верный слуга Элиезар умер в 175 лет (25:7) и был похоронен в пещере Махпеле. Позже это стало местом захоронения и других верных слуг Бога: Исаака, Иакова, Ревекки и Лии. Авраам является примером невероятной веры для нас: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иакова 2:23). Также и все крещенные в Господа Иисуса вместе с ним: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Галатам 3:29).

Том Ингам (11.12.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.