Библейские проповеди
Жизнь и труды Иоанна Крестителя
11.09.2005

Отрывки для чтения: 4 Царств 17; Иезекииль 7; Лука 3.

В наших чтениях третьей главы Евангелия от Луки рассказывается о служении Иоанна Крестителя, посланного Богом, чтобы приготовить путь для Иисуса. Порой мы забываем, насколько важен был этот человек в глазах Бога и Его Сына. Сам Иисус однажды сказал о нем следующее: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матфей 11:11).

Давайте рассмотрим замечательный пример служения, веры, смелости и самопожертвования в жизни этого величайшего человека и тем самым подготовим себя к принятию символов любви нашего Господа – хлеба и вина.

Что нам известно об Иоанне? Мы знаем, что он поначалу обитал в пустыне (Лука 1:80), а в последствии работал в окрестностях Иордана (Лука 3:3). Некоторые думали, что он – Мессия (Лука 3:15), таково было влияние его учения на окружающих. Нам известно, что у него было множество учеников, хотя в последствии их число стало уменьшаться по мере того, как стало распространяться учение Иисуса. Любой мирской человек был бы разочарован, узнав об этом, однако Иоанн видел здесь руку Божью в действии и принял происходящее с великим смирением:

«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоанн 3:29,30).

Несколько важных деталей об этом человеке отмечено Матфеем в его повествовании: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матфей 3:4).

Описывая Иоанна, Матфей упоминает, чем тот питался и во что был одет. Как мы видим, у него были самые простейшие одежда и пища, однако он был полностью доволен этим. Мы читаем в 1 Послании Тимофею 6:6 – «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». Эти две характеристики упоминаются вместе и в других отрывках Писания (см. Иакова 2:15,16; 1 Тимофею 6:8). А об одежде и пище Иисус говорит следующее:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матфей 6:25).

Иоанн в точности исполнил эти заповеди. Его одежда и пища были «натуральными» продуктами, данными Богом. Вот замечательный пример для нас – то, как мы должны смотреть на вещи этого мира. Очень легко попасть в западню мышления окружающего мира, или начать беспокоиться о том, что неподвластно нам. Слова Учителя здесь совершенно ясны: не беспокойтесь – Бог позаботится о вас.

Какой ответ получил Иоанн от своего проповедования? Люди слишком долго жили, находясь под сильным воздействием мертвых догм религиозных вождей, чьи пустые слова и лицемерие показывали их истинное отношение к Богу. Однако в Иоанне люди увидели защитника: человека, говорившего слова истины, которые им были понятны. В самом деле, все люди приходили послушать его, как пророчествовал Исаия:

«Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лука 3:4,6).

По мере чтения Евангелия от Луки, главы 3, мы видим, как это в точности исполнялось: ВСЯКАЯ плоть приходила к Иоанну, представители разных социальных групп ­­– иудеи и язычники, богатые и бедные – все приходили послушать его слова.

  • Стих 7:           Вожди народа (см. Матфея 3:7);
  • Стих 10:         Обычные люди;
  • Стих 12:         Сборщики податей;
  • Стих 14:         Солдаты.

Три последние группы задавали один и тот же вопрос: «Что же нам делать?» Лидеры народа, укоренившиеся в своих путях, приходили только из любопытства, и были справедливо осуждены Иоанном:

«…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лука 3:7,8).

Какой гнев и раздражение должны были вызвать эти слова! Они очень гордились своим происхождением, хвалясь тем, что могли проследить свою родословную прямо до Авраама. Однако Иоанн назвал их потомками змея (см. Бытие 3:14,15)! А что можно сказать насчет камней? Почему Иоанн сказал, что камни могут стать семенем Авраама? В ветхозаветной притче пророк раскрывает смысл этих слов для нас:

«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Исаия 5:1,2).

Как видно из последующих стихов, данные слова обращены к жителям Иудеи и Иерусалима. Виноградник представляет собой Израиль, а виноградная лоза – Божий народ (см. также Иезекииль 15:2; Осия 10:1). Никакого достойного плода не было в нем, ибо никто не стремился следовать путями Господа. А что касается камней, Исаия говорит нам, что они были собраны и выброшены из земли, чтобы Израиль мог войти и поселиться на ней. Несомненно, здесь содержится намек на язычников, которых «изгнал» Бог (Деяния 7:45).

Так учение Иоанна было понятно и содержало в себе предупреждение: если Израиль не будет поклоняться и служить Господу, тогда эта привилегия будет дана язычникам! Со временем так и произошло: язычники из многих народов приняли надежду Израилеву и по милости Божьей стали семенем Авраама (Галатам 3:7-9).

Какая удивительная привилегия у нас! Каково бы ни было наше прошлое, наше социальное положение, наша национальность, мы избраны и призваны Богом Израилевым и вошли в заветные отношения с Ним и Его Сыном. Подобно толпе людей, собравшейся послушать проповедь Иоанна, и мы пришли послушать, познать и возлюбить Истину. Каким будет наш ответ? Мы можем быть подобны тем обычным людям – солдатам, сборщикам податей, желающими подчиниться; или быть подобными вождям народа и религиозным вождям, которые знали истину, но не смогли оставить своего прежнего образа жизни и покаяться.

Вот хороший и отрезвляющий пример для нас, собравшихся здесь, чтобы принять хлеб и вино, исследовать свое сердце, поразмышлять о Господе, Который «возлюбил нас и предал Себя за нас» (1 Коринфянам; Ефесянам 5:2).

Вспоминая еще раз Иисуса, будет полезно вспомнить слова Иоанна, сказанные им об Учителе. Многие люди слышали об Иисусе из Назарета и по-разному воспринимали его. Для одних он был не больше чем нарушителем спокойствия, который объединил народ против римского господства. Для других он был ветхозаветным пророком. Для Ирода он был Иоанном Крестителем, воскресшим из мертвых. И лишь для немногих он был Сыном живого Бога, Мессией, Сыном Давидовым и Авраамовым. Отношение Иоанна показывает не только его веру и понимание, но еще и смирение, ибо Иоанн сказал об Иисусе:

«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Марк 1:7).

Так велик был Иисус в понимании Иоанна, настолько выше его самого, что даже склониться и развязать шнурок его обуви было величайшей честью, которой Иоанн был недостоин. Любой слуга, снимающий обувь своего господина, должен был затем омыть его ноги. Омыть ноги Учителю должны были и двенадцать учеников, хотя они посчитали это унижением для себя (Иоанн 13:4-15). Иоанн же не считал себя достойным такой величайшей почести – вот замечательный пример для каждого, когда мы работаем для экклесии и угождаем Богу, служа нашим братьям и сестрам.

Много замечательных примеров мы увидели из жизни Иоанна, предтечи нашего Господа. По мере приближения того славного дня, когда его слова будут слышны снова по всей земле, давайте хорошо подготовимся к этому времени. По милости Господа, мы сможем увидеть те времена, когда и сам Иоанн снова встретит Иисуса, которого он возлюбил так сильно и назвал «Агнцем Божьим, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоанн 1:29). А пока давайте вспомним Агнца Божьего, вкусив хлеб и пригубив вино.

Джонатан Коуп (11.09.2005г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.