Библейские проповеди
Царский Закон
17.07.2005

Отрывки для чтения: 2 Царств 1, Иеремия 7.

Пётр сказал: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Матфей 18:21). Он считал, что это даже больше, чем от него требовалось. Фарисейское учение гласило, что вы могли простить другого человека однажды, и даже дважды, но третий проступок против вас не заслуживал прощения.

Пётр предлагал намного более этого, но вот что ответил Иисус: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Некоторые предполагают, что он тем самым подчеркнул контраст со словами Ламеха в Бытии 4:24 – «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Ламех хвастался своей силой и желанием отмстить, но Иисус говорит нам, что его последователи должны хвалиться своим желанием прощать. Иисус продолжил свой ответ Петру, рассказав притчу о немилосердном слуге. Он тем самым показал, что если мы не будем прощать согрешивших против нас, как Бог прощает тех, кто согрешит против Него, тогда мы отдаем себя в руки божественного правосудия. И вопрос здесь не столько в том, сколько раз мы прощаем, но в том, насколько искренне. Иисус сказал, что Бог поступит с нами так, как поступил хозяин немилосердного слуги, если мы не простим искренне и от чистого сердца (стих 35). Бог никогда не простит непрощающее сердце.

О важности правильных взаимоотношений друг с другом Иисус подчеркнул в своем ответе иудейским законникам, когда те спрашивали его о том, какая заповедь в Законе самая важная (Матфей 22). Он ответил им так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Однако слова, последовавшие за этим, важнее для нас: «Вторая же (заповедь) подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Слово «подобная» здесь не означает «равная, похожая» на первую, но именно «подобная», в том смысле что любовь лежит в корне их обеих. Любой человек, который не может соблюдать вторую, никогда не сможет соблюсти и первую.

Мы находим подтверждение этому и в нашем сегодняшнем чтении из Иеремии, глава 7. Через Своего пророка Бог обращается к жителям Иерусалима: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»» (стих 4). Они обманывали себя, думая, что если Храм Божий находится здесь, Бог никогда не допустит его разрушения, и поэтому они были в безопасности от врагов. Но Бог говорит им, что всё не так просто – от людей требовалось гораздо большего. Их поклонение не было искренним. Это ясно видно из вопроса, заданного Богом в стихах 9-11: «Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» Прежде чем Бог начнет охранять их, они должны измениться сами: «Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, – то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов».

Уже давно подмечено и много сказано о том, что первые четыре из десяти заповедей касаются наших взаимоотношений с Богом, а остальные шесть – наших взаимоотношений с другими людьми: сначала – Бог, потом – окружающие нас люди. Однако в вышеприведенных стихах другой порядок: притеснения, воровство, убийства, прелюбодеяния и лжесвидетельство поставлены перед идолопоклонством. Оскорбление других людей поставлено прежде оскорбления Бога. Вероятно, здесь говорится о том, что нам всем нужно сначала приучить себя поступать справедливо по отношению к ближним, чтобы быть правыми в глазах Бога.

В заключение, давайте поразмышляем о Давиде и его отношении к Саулу; многое нам поведает первая глава 2-й книги Царств. Саула бесился от зависти и делал всё возможное, чтобы сделать жизнь Давида невыносимой. Он выгнал Давида из дома и не раз пытался убить его. Однако, несмотря на всё это, Давид никогда не забывал, что Саул был помазанником Господним, и никогда не использовал возможность отомстить. Даже когда Саул был мертв, Давид не злорадствовал тайно и не радовался смерти этого человека, сделавшего ему столько зла. Для человека Божьего это абсолютно недопустимо, но было бы вполне объяснимо, если бы Давид стал оплакивать только Ионафана и не проявил никаких эмоций по смерти Саула, воздав ему лишь почести как великому воину. Однако Давид выше этого, он повелевает дочерям Израилевым помнить всё то хорошее, что было сделано Саулом (стих 24). И даже более этого, в предыдущем стихе он описывает Саула и Ионафана любезными и согласными» в жизни. Мы можем понять, почему он говорит так об Ионафане, его преданном и надежном друге – человеке, спасшем его жизнь. Но как он мог сказать подобное о Сауле ­– человеке, преследовавшем его? Было ли это по той причине, что Давид не забывал о законе Божьем: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18).

Вполне возможно и такое, что он помнил характер Саула в молодости, прежде чем зависть погубила его. В молодости Саул проявлял смирение (1 Царств 9:21); он был готов признать, что его могущество и успех всецело пришли от Бога (1 Царств 11:13); он не отвечал на презрение и насмешки (1 Царств 10:27). Вспоминая о Сауле только хорошее, Давид поступал так, как хотел, чтобы люди поступали по отношению к нему.

Через хлеб и вино мы вспоминаем об Иисусе, который во всех своих поступках проявлял любовь и заботу в течение всей своей земной жизни. Мы вспоминаем, как он относился к слабым и страдающим, отверженным и тем, кого мы бы назвали «отбросами общества»; но, более всего, мы вспоминаем, как он умер за нас, когда мы были еще грешниками. Говоря словами книги Откровение: он «возлюбил нас и омыл нас Своею кровью». Пусть его Любовь отражается в нашей любви друг ко другу.

Грэм Кук (17.07.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.