Библейские проповеди
«Господь утешит Сион»
26.06.2005

Отрывок для чтения: Исаия 51.

Пророк Исаия жил в волнующее и неспокойное время правления царя Езекии. Неудивительно поэтому, что многие его пророчества касались действий этого праведного царя, и в особенности затрагивали нашествие ассирийских полчищ. Сегодняшнее чтение повествует о суде Божьем над непослушным и упрямым народом, но также и о Его милости, проявленной в принесении им освобождения.

Здесь мы встречаем слова ободрения, заключенные в рамки удивительных и возвышенных образов. Исаия говорит о проблемах современных ему и в то же время пророчествует о Христе – более отдаленных событиях, подтверждая истинность Писаний.

Ассирийское полчище пришло в Иудею, несмотря на большую реформаторскую деятельность Езекии, и всё потому, что народ был неискренен в своем служении Богу. Многие скрупулезно исполняли ритуалы и внешнее соблюдение Закона, но их сердца были далеки от Бога, и жизнь была наполнена лицемерием. Нам тоже нужно быть очень осторожными, ибо и мы можем создавать видимость служения Богу и в то же время быть неверными в своем ученичестве. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7,8).

Когда Ассирийские полчища наводнили Иудею и земли подверглись опустошению, своенравный народ Божий (по словам Исаии) «выпил чашу ярости Его» (51:17). Иерусалим был взят в кольцо осады и народ, теперь павший духом и кающийся, получил через пророка слова утешения. Эти слова, конечно, получили свое буквальное исполнение в дни Езекии, но мы должны обратить также внимание на то, что их более полное исполнение ожидает прихода Господа Иисуса, когда народ Израильский будет восстановлен после еще более великих бедствий.

Рассматривая лишь некоторые стихи разбираемой главы, начнем со стиха 3. Он начинается с удивительной фразы: «Господь утешит Сион». Земля лежащая в развалинах вдруг разразится цветением и красотой. Эти слова предполагают искреннее обращение народа к Богу. Земля даже сравнивается с садом Господним – этим раем древности. За удивительным поражением Сеннахирима последовал, что очень красноречиво, Юбилейный год, и земля чудесным образом расцвела вновь к величайшему изумлению окружающих народов. Когда Господь Иисус в последние времена вмешается в дела Израиля, чтобы положить конец удивлению евреев, тогда будет иметь место еще более драматическое и сверхъестественное восстановление земли, и сыны Израилевы примут Его как Христа. «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю… будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле» (Псалом 71:6,16).

Пророк обращается к народу со словами «Послушайте Меня» (стих 4). Это уже второе обращение из трех с подобными словами (первое в стихе 1 и третье в стихе 7). Пророк увещевает своих современников слушать очень внимательно, что также относится к нам. Взгляните на содержание стихов 4-6. В дни Исаии это были слова Божьи, произнесенные через пророка, или, возможно, через Езекию; но здесь и слова Христа, обращенные к нам сегодня, и к народам на момент Его возвращения. Мы знаем закон Христов, и он – свет для нас. Мы полагаемся на праведность Христа и ожидаем его возвращения. Во всех наших бедах мы опираемся на мышцу его. Только в Господе Иисусе наше вечное спасение, и его праведность никогда не иссякнет. В вере мы предвкушаем день, когда и иудеи обретут радость в его праведности. Его закон выйдет с Сиона и обратится ко всем уголкам земли. Его правый суд будет главенствующим на земле.

Пророк говорит своему поколению: «Послушайте Меня», хотя осада Иерусалима была в самом разгаре и, казалось, не было никакого спасения. Мы тоже должны слушать нашего Спасителя, несмотря на все беды и несчастья, возникающие у нас на пути. Мы должны иметь веру, способную поддержать и укрепить брата или сестру.

В стихе 7 пророк опять обращается к народу с теми же словами: «Послушайте Меня», призывая его быть твердым в вере перед лицом обескураживающих слов врага. Мы уже читали об унизительных и богохульных словах Рабсака под стенами Иерусалима. В этом стихе и далее Исаия дает смелый ответ ассирийскому военачальнику. И для нас здесь глубокий источник для укрепления веры и сил. Прочитайте стихи 7,8. Мы, у которых также в сердцах закон Господень, нередко подвергаемся осмеянию и нападкам, но нам также не к лицу бояться насмешек неверующих соседей. В свое время нечестивые будут поглощены навечно: «Как одежду, съедает их моль». В течение всего одной ночи и всего одним ангелом непобедимая ассирийская армия из 180 000 воинов была уничтожена. Хотя, конечно, мы и должны любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (Матфей 5:44), тем не менее, мы должны быть мужественными и знать, что когда Христос придет на землю и возьмет власть в Свои руки, непокаявшиеся грешники уже не будут никогда занимать господствующее положение. Праведность Господня утвердится навсегда, и спасение Его – из поколения в поколение.

Читая стихи 9-11, мы получаем еще большие слова ободрения. Древнее прозвище Египта было Раав, и нам, как и современникам Исаии, напоминается, как Господь Бог сильною мышцею Своею заступился за народ Свой и вывел его из Египта. Пораженный дракон или крокодил – это Египет, и воды великой бездны – иссушенное Красное море, по дну которого, как по дороге, прошли искупленные. Великая радость была среди них, когда под руководством Моисея они покинули землю своего изгнания и рабства. Пророк обещает большую радость, когда будет повержено ассирийское войско. Представьте себе радость евреев, когда они получили возможность вернуться на свою историческую родину из республик бывшего Советского Союза. Представьте, в свою очередь, в каком восторге будем мы, когда наша бренная природа будет заменена природой Христа. Моисей обещал народу избавление из Египта, и это произошло. Исаия обещал народу избавление от Ассирийцев, и это произошло. Господь обещает нам еще большее избавление – от греха и смерти, и это обязательно произойдет!

Дойдя до стиха 16, мы замечаем прекрасные слова, имеющие непосредственное отношение к нашему Спасителю. Господь Бог вложил эти слова в уста пророка, как в свое время вложил следующие слова в уста Моисея: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Второзаконие 18:18). Дается прямая ссылка на замечательный опыт Моисея, когда Господь говорит: «И тению руки Моей покрою тебя». Если мы обратимся к Исходу 33:22, то увидим те же самые слова, когда Бог обещает Моисею защитить его во время явления ему Своей славы. Об этом мы читаем уже в следующей главе – Исход 34:5-7. Теперь у Исаии 51:16 мы читаем о Божией защите Иисуса – Слова, ставшего плотью. Он есть воплощение имени Божьего. На Господе Иисусе исполнились слова, объявленные Моисею. Исаия использует это же выражение ранее в главе 49; он опять имеет в виду Иисуса. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (49:1-3). Господь Иисус находился под защитой и водительством Своего небесного Отца, чтобы цель Божия могла быть исполнена. В этом 16 стихе нам говорится о новом духовном творении, которое, таким образом, было совершено в Нем. Его милостью мы есть духовный Сион, и Он говорит нам: «Ты Мой народ».

Прежде чем завершить разбор ряда стихов из Исаии 51, давайте обратимся к волнующим словам стиха 11. Когда пала Ассирийская империя, многие евреи, взятые ранее в плен, были освобождены (где-то около 20 000 человек); они вернулись домой с великой радостью. Когда разразится большой Ближневосточный кризис, произойдет еще более великое собирание еврейского народа; ликование будет огромно. Ко всему этому и наше будущее подойдет под описание этих слов: «Печаль и вздохи удалятся». Это обещает и сам Господь в удивительных словах Откровения 21:1-5. Вспоминая за символами, что Господь сделал для нас, мы молимся, чтобы и нам оказаться в числе тех, кто войдет в сходящий от Бога с неба святой город Иерусалим.

Джеф Севелл (26.06.2005г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.