Библейские проповеди
Обличать, укорять
24.04.2005

Отрывки для чтения: Второзаконие 8,9; Екклесиаст 3; Евангелие от Иоанна 20,21.

Мои дорогие братья и сестры во Христе, мы только что закончили чтение книги Притч, и для сегодняшней проповеди мы возьмем тему обличения и наставления, ибо эти два понятия идут рука об руку, как для накапливания жизненного опыта, так и для совершенствования духовного.

Не оставим без внимания и книгу Второзаконие. В этой книге Моисей повторяет в деталях то, о чем он уже говорил в книгах Исход и Числа: о пережитом сынами Израилевыми на их пути из Египта в новую землю. Мы должны понять и осознать, что обличению всегда предшествует наставление – это основополагающий принцип Писания.

Давайте разберем сейчас, уместно ли обличение и наставление в нашей жизни, чтобы к моменту принятия символов и исследования себя сделать Писание стандартом или мерилом для нашего обличения и наставления. А пока постараемся извлечь для себя ряд основных принципов, которых так много в книге Притч.

Один из них и, можно сказать, основополагающий мы находим в 22:6. Всё, что необходимо для благочестивой жизни должно быть сначала показано на примере и через наставление. Вспомним об Аврааме. Бог знал, каким образом можно удержать сынов Израилевых следовать по путям правды после его смерти, и поэтому рассказал ему, что случится с Содомом и Гоморрой.

В Притчах мы часто встречаем обращение «мой сын». Оно может означать и буквального сына, но по большому счету включает всех молодых людей – сыновей и дочерей, внуков и внучек. Самый первый случай использования этого выражения мы встречаем в 1 главе, стих 8. Прежде укора или обличения идет наставление, и мы проявим мудрость, если прислушаемся к нему и возьмем его за руководство в жизни. Оба родителя должны сыграть свою роль, чтобы было полное равновесие. Это наставление напоминает нам о шестой главе Второзакония, где Бог заповедует сынам Израилевым обучать Его законам последующие поколения – говорить и разъяснять о них и держаться их для руководства и водительства во всех жизненных ситуациях, с которыми им придется сталкиваться. Они должны были выучить их наизусть, ибо не имели еще под рукой Библии. Обратим внимание на Притчи 3:11,12.

Наказание в данном случае подразумевает дисциплинирование, исправление. Заповедь такова: «Наказания Господня не отвергай». Мы знаем из собственного опыта, что это такое – быть наказанным, будь то родителями, родственниками, друзьями, братьями и сестрами. И это не всегда нам по нраву. Но как мы наказываемся от Господа? Разберем, что Павел пишет Тимофею во втором Послании 3:16,17.

Ежедневное чтение слова, говорит Павел, дает нам наставление в праведности. Оно учит основным принципам и доктринам. Но оно, к тому же, обличает, и наставляет. Как от членов нашей природной семьи мы можем принимать конструктивную критику, идущую нам только на пользу, так можем принимать ее и от братьев и сестер по экклесии, иногда в устной форме, иногда и через письма и статьи. Это, кстати, один из аспектов общения. Мы должны учиться у тех, кто идет с нами, и у тех, кто шел прежде нас. Мы должны учиться у других, как применять принципы Писания в повседневной жизни. И мы должны быть готовы и приветствовать обличения, если того заслуживаем.

Упрек может быть передан в словесной форме, но иногда достаточно и одного неодобрительного взгляда. В любом случае, становится ясно, что мы делаем что-то не так. Теперь обратимся к Притчам 13:24.

Дебаты о воспитании детей стары, как сам мир, и не прекращаются до сих пор. И хотя телесные наказания применялись на протяжении многих веков, в настоящее время в ряде стран они запрещены законом. Я прекрасно помню, как это происходило и в школе, и дома!

Гражданский закон не изменяет того, что присутствует в Писании – всегда есть необходимость при воспитании пользоваться различными методами дисциплинирования ребенка, пока это может оказать на него положительное воздействие. Посмотрите Притчи 19:18.

В конце концов, любое наставление должно вести нас к признанию того факта, что мы находимся в подчинении у более высокого авторитета, и соответственно должны вести себя подобающим образом. Конечно, не стоит при любой шалости ребенка хвататься за розгу, лучше действовать терпением и добротой, и, тем не менее, ребенок должен быть знаком и с наказанием телесным, если ничто другое не помогает. Смотрите Притчи 29:15,17.

А к какому разряду людей мы принадлежим, когда кто-то пытается сделать нам наставление? В 9 главе мы встречаем два рода людей и их реакцию на обличение. Смотрите стихи 7-9.

Отвергаем ли мы наставление с презрением? Особенно исходящее от наших близких, вроде членов семьи или братьев и сестер. Если мы презираем наставление, как же мы будем развиваться в лучшую сторону? Отвергающий наставление попадает в разряд «кощунников»: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя».

Ненависть обычно проявляется в очень сильных эмоциях и не должна приличествовать брату или сестре во Христе. К тому же, это очень серьезная ситуация, когда мы не можем помочь друг другу измениться в лучшую сторону, особенно если это касается служения нашему Господу. Противоположный пример мы встречаем в стихе 9.

В нашей реакции на обличение многое зависит от нашего характера и способности совладать с критикой, помимо желания научиться из нее. Давид был немногословен, будучи порицаем (см. Псалом 140:5). Он изображен как человек по сердцу Божьему. Мы знаем о множестве его деяний, об их последствиях, но здесь он признается, что обличение от праведника – это благо для него, и он в состоянии перенести это.

В начале книги Второзаконие перед нами пример наказания Богом сынов Израилевых. Здесь нужно обратить внимание на контекст. Мы видим негодование Моисея на народ Израильский, отказывающийся идти в землю, которую обещал им Бог (стихи 26,27). Моисей порицает народ за неверие и, как следствие этого, за противостояние повелению Господню. Затем следует наставление. Моисей призывает народ во всем положиться на Господа, учитывая пережитый им опыт по выходе из земли Египетской.

Господь услышал их бунт и разгневался, и последовало наказание (стихи 34,35). На что мы должны здесь обратить внимание – это то, что Моисей обращается к поколению, которое вот-вот должно войти в Землю Обетованную, и которое в результате наказания Господня потеряло в пустыне всех своих прежних вождей. Они приняли наказание, можно сказать, из первых рук. Народ должен был извлечь уроки из пережитого опыта, и смело вступить в Землю, полностью полагаясь на Бога.

Так обстоит дело и с нами. Мы можем считать, что некоторые события нашей жизни были слишком тяжелым испытанием. Но мы должны идти вперед, в соответствии с нашим призванием, и в отличие от сынов Израилевых, идти твердо и с верой к той цели, которая лежит перед нами.

Христос знал, как тяжело для людей признавать свои собственные ошибки и быть готовыми принять наставление; предпринять что-то по исправлению своей жизни, наполненной делами, к которым не благоволит Бог. Но мы очень благословлены в том, что сотворены с осознанием, заставляющим нас видеть свою греховность; что воспитаны в свете Евангелия, которое дает смелость без страха предстать перед Богом в молитве, прося помощи для преодоления плотской греховной природы. Мы всегда должны быть готовы к принятию обличения, как был готов к этому Давид.

Давайте закончим нашу проповедь словами из Послания Евреям, имея всегда в виду, что наш Господь знает, что необходимо нам для самосовершенствования на пути служения Ему.

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:7-11).

Джон Баньярд (24.04.2005г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.