Отрывок для чтения: Евангелие от Луки 4.
Четвертая глава Евангелия от Луки повествует о начале служения Господа. «Исполнив всякую правду» (Матфей 3:15) и подчинившись Своему Отцу, Иисус был «ведом» духом в пустыню. У Марка 1:12 используется слово «ведёт», что еще больше подчеркивает поспешность. Дух был дан Иисусу «без меры» (Иоанн 3:34), итак практически всё стало возможным для Него. Поэтому и искушение использовать эту великую силу в Своих целях было огромным. Масштаб борьбы с плотью, происходившей внутри Него, подчеркнут простыми словами в Евангелии от Матфея 4:11: «И се, Ангелы приступили и служили Ему».
Одним из искушений, с которым столкнулся Иисус, было желание сброситься с крыла храма и позволить Ангелам подхватить Его. Иисус с честью прошел и это испытание. В другом случае Иисус также отверг сильное желание призвать Ангелов на помощь Себе. В Евангелии от Матфея 26:53 Он дал понять ученикам, что если бы только захотел, Он мог призвать более «двенадцати легионов Ангелов». Однако Он понимал, что должен исполнить роль, отведенную Ему Богом. Желание исполнять только волю Божью, каким бы сильным оно не было, не устраняло жесточайшую борьбу, происходившую в Его разуме. Всего лишь несколькими минутами ранее Иисус на коленях умолял Отца «пронести чашу сию мимо». Агония была такова (Лука 22:43,44), что капли пота были подобны каплям крови. И как Бог ответил на эту просьбу?
«Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»
В заботе о собственном Сыне Бог дает ясный пример того, о чем пишет Павел в 1 Коринфянам 10:13. Служение Богу не означает автоматическое устранение всех проблем, трудностей и испытаний в жизни. Даже наоборот – их может стать еще больше (и никто не знал это лучше самого Павла!). Но Бог всегда нам поможет, если только мы можем положиться на Него и уповать на Его помощь. Ангелы всегда рядом (Псалом 33:8), если только мы откроем глаза веры, чтобы увидеть их (4 Царств 6:17).
Так Иисус, проведя в искушении сорок дней в пустыне, закончившихся Его полным триумфом, вернулся «в силе духа» и начал проповедовать. Результат был виден сразу. Лука 4:14 говорит о «молве», которая распространилась по всей области Галилейской. Подобно волнам от камня, брошенного в пруд, известия об уникальном Проповеднике распространялись молниеносно. ‘А вы слышали о новом Учителе?’ (Марк 1:22). К тому времени, как Он пришел говорить в синагоге в Назарете (Лука 4:16), Он уже был знаменитостью.
Наш современный мир знает многое о знаменитостях; общество помешалось на них, а средства массовой информации возводят их на вершину славы или наоборот – низлагают! Всё это не ново. Озабоченность нашего общества бульварными газетами и журналами, бесконечное обсуждение частной жизни других людей – всего лишь пустые слухи. Всё это старо как сама история.
В Евангелии от Луки 4:20 мы читаем: «И глаза всех в синагоге были устремлены на Него».
Все были изумлены этими чудными словами и, несомненно, там в синагоге были и такие люди, которые искренне желали слушать Его, и слово благодати привнесло в их жизнь Божью милость (Иоанн 1:12). Однако интерес большинства был лишь поверхностным и недолговечным, либо попросту поддельным, подобно увлечению современным знаменитостям. Иоанн однажды сказал: «…и свои Его не приняли» (1:11). Марк 6:3 рассказывает о том, что многие были раздражены Его поведением и словами. Более того, они хорошо знали Его (о, если бы это действительно было так!). Для них Он был всего лишь плотником – сыном Иосифа и Марии! «Откуда это у Него?» – кричали они. В ответ Иисус прочитал отрывок из пророчества Исаии 61. Он пришел благовествовать «лето Господне благоприятное», но большинство людей не пожелали принять Его слова. Он вызывал зависть у них. Ему даже пришлось поставить в пример им верующих язычников, чтобы научить избранный народ Божий! Неудивительно, что после таких слов многие не захотели слушать Его.
Но они не могли проигнорировать Его. То же самое чувство безотлагательности, повлекшее Иисуса в пустыню для принятия решения, потребовало ответа и с их стороны. Печально, но многие из них ответили отрицательно, ст.28:
«Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его».
Так была предпринята еще одна из многих неудачных попыток избавиться от Иисуса. О других упомянуто в Евангелии от Иоанна 7:44-46; 8:59; 10:31,39. Слово Божие создано таким образом, чтобы встряхнуть нас, довольных своим благополучием; чтобы воздействовать на нас, изменить нас. Оно не является очередной умственной головоломкой или словами утешения. Выражение «Слово стало плотью» подразумевает, что люди ответили на Его послание. Оно, подобно зеркалу, находится перед нами и заставляет взглянуть на себя. Если нам не нравится увиденное, то мы либо позволяем Слову исправлять нас, либо отвергаем его послание. Вот сущность учения Павла во 2 Коринфянам 3:18-4:6 и Послании Иакова 1:22-25.
Даже в самые ранние дни Своего служения Господь сильно воздействовал на слушающих и требовал от них внимания и решимости. Ни один из Его оппонентов не мог избежать сильного влияния Его слов, как мы читаем у Луки 4:32,36:
«И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью».
«И напал на всех ужас… и рассуждали между собою: что это значит..?»
Стих 37 повествует о том, что слава о Нем распространилась «по всем окрестным местам». Греческое слово, использованное в этом отрывке, не то же, что используется в стихе 14. Здесь использовано слово посильнее, означающее «шум», «рев». Лука использует это же слово в Деяниях 2:2 для описания «шума» во время схождения с небес огня во время праздника Пятидесятницы. Вот как это было: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом…».
Иисуса нельзя проигнорировать. Мы читаем в Послании Евреям 4:12, что Слово Божье «живо и действенно». Греческое слово здесь происходит от того же корня, что и слово «энергия»: оно заряжает энергией, работает, воздействует – оно для этого создано! Оно не будет покорно лежать на страницах наших Библий, – но заставит работать, изменит нас! В одной версии перевода Библии на английский в Евангелии от Луки 5:15 использовано выражение «слава шла впереди Него». Греческое слово здесь – «логос». Когда Иисус веден был в пустыню по настоянию духа, Он принял решение во всем повиноваться Слову Божьему. И не слава была важна Ему, но лишь Слово! Истинно Он был «Словом, ставшим плотью» – могущественным словом Бога в живой плоти, поэтому и требовал внимания к Себе и решимости.
Месяцы спустя Иисус задал два вопроса Своим ученикам:
1. «За кого почитает Меня народ?» (Лука 9:18).
В ответ Он услышал многое из того, что люди думали о Нем. Люди многое думают и сейчас. Но второй вопрос был действительно важным:
2. «А вы за кого почитаете Меня?» (Лука 9:20).
Этот вопрос Господа – вопрос жизни и смерти! И когда нам приходится каждый день принимать решение, как ответить на этот вопрос, мы либо взваливаем на себя крест, либо отвергаем его. Наш Господь принял вызов в Луке 4, и Его ношей был настоящий крест. Он взвалил его на Себя, потому что это было вопросом жизни и смерти для всего человечества.
Настойчивость Слова остается; необходимость ответить по-прежнему здесь. Сегодня мы преломляем хлеб и разделяем вино в память о том, что стало возможным для нас. И каждый день мы нуждаемся в энергии, исходящей от Божьего Слова и заряжающей нас. В Луке 24:13-33 говорится, как Клеопа с товарищем встретился с Господом. Они обнаружили, что Его слово заставило ‘в них гореть сердца’, по мере того, как Он раскрывал им Писания. Вот какова была сила Его слов; и, даже несмотря на поздний час, они были возбуждены и без промедления вернулись в Иерусалим, неся весть о воскрешении Господа.
Позволяем ли мы силе Слова Божьего действовать в нас и изменять нас? Каков будет наш ответ на Евангелие о Царстве Божьем?
Крис Фёрнис (13.03.2005г.)