Библейские проповеди
Бог со Своим народом
6.02.2005

Бывают в жизни моменты, когда мы чувствуем себя одинокими и беспомощными. Одиночество не всегда есть территориальная отдаленность от родных и близких людей. Мы можем чувствовать себя одинокими, даже находясь среди огромной толпы людей. В такие моменты подступают мысли, что Бог уже не с нами и не слышит наших молитв, что Он оставил нас. Даже именитые мужчины и женщины Библии впадали подчас в подобное состояние депрессии. К примеру, Иов: «Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (23:8,9). Однако же Иов свидетельствует далее, что, хотя он и не может видеть Бога, Тот надзирает за ним и ведает о его положении: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото» (стих 10).

В библейских чтениях на сегодня красной нитью проходит перед нами тема, которая несет большое утешение. Тема эта – присутствие Бога со Своим народом при сопровождении его и защите его от врагов.

Моисей напоминает сынам Израилевым об избавлении, которое принес им Бог: «Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле» (Исход 13:3). Но им предстоит увидеть вещи еще более великие, ибо Бог с ними:

«Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исход 13:21,22).

Но даже при таких обстоятельствах люди проявляли страх и малодушие, и всё же Бог, несмотря на это, оставался верен им: «Сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу» (Исход 14:10). Из последующих стихов становится видно, что вопль их к Богу не проистекал из всецелого упования на Него, но исходил скорее от их маловерия. Они жалуются Моисею: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (стих 12).

Продолжая читать повествование, мы узнаем, что Моисей приготовил народ для лицезрения спасения, исходящего от Бога. Казавшаяся безнадежной ситуация вдруг превратилась в Богом данное избавление и в победу над преследователями. Израильтяне ничего не сделали сами, – всё сделал за них Бог.

Ангел Божий защитил их – «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их… и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых» (Исход 14:19,20). Затем, на следующий день, они стали свидетелями наиболее впечатляющего события из всех. Путь спасения прошел между разделившимися водами Красного моря, и народ прошел по обнажившемуся дну, как по сухой земле. Люди думали, что Бог оставил их, но Он был с ними, Его Ангел защищал их, найдя такой путь, о котором они не могли и подумать. Урок во все поколения для них и для нас.

Чтение Псалма 67 напоминает нам, что Бог продолжал идти с Израилем и в пустыне, ибо они были Его избранниками.

«Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева» (67:8,9).

Псалмопевец в своем воображении возвращается к событию перехода Красного моря и видит перед собою, казалось бы, неуязвимую силу фараона – множество колесниц и солдат. Его слова показывают, во сколько воинство живого Бога превосходило силы фараона – «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь на Синае, во святилище» (стих 18). Затем автор заключает (стих 36): «Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему]».

Защитники народа Божьего – Его Ангелы. Хотя их и не видно, они играют самую существенную роль по сохранению Его народа, и, как мы увидим, и отдельных представителей народа также, – и продолжают делать это. Богодухновенная истина эта стояла перед глазами Давида, когда он составлял свой псалом и размышлял о путях защиты Богом Своего народа в пустыне. И что истинно в отношении всего народа, истинно и по отношению к его отдельным представителям: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалом 33:7,8). Конец псалма еще более прекрасен:

«Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (стих 23).

О невидимом присутствии хранящего его Ангела сознавал и Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Бытие 48:16). Иаков не видел Ангела, но на всю жизнь запомнил слова из видения, показанного ему во сне: «И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:15). То же истинно и по отношению к нам.

В Дафаиме, когда город был окружен сирийскими войсками, посланными на поимку пророка Елисея, слуга пророка был в отчаянии. Но Елисей успокоил его показом силы Господней: «И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Царств 6:17). Повествование говорит, что воинство Господне увидел лишь слуга, но не говорится, что его увидел и Елисей. Какой же громадной верой обладал Елисей, если молился за слугу, чтобы и тот мог видеть то, чего не видел, но о чем прекрасно знал сам Елисей! Какое же утешение для нас осознавать, что со святыми всегда пребывают «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14)!

В Евангелии от Марка, главе 2, мы не встречаем Ангела, но мы видим Господа Иисуса. Здесь Он ниже Ангелов, но после Своего триумфа стал намного выше их. Господь был «образ ипостаси» Божьей, явив нам Его в любви, сострадании, милосердии и правосудии. Он показал нам, что есть Бог. Господь также защищал Своих людей от их врагов. Он не только исцелил расслабленного, но, что более важно, простил ему и грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Марк 2:10,11). Господь принес нам такой путь избавления, которого никто не ожидал. Чтобы победить нашего главного врага, Он положил Свою жизнь, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евреям 2:14,15). Наша сегодняшняя встреча за символами и напоминает нам об этой жертве и об этой победе.

Итак, наше чтение Писания убедительно показывает нам, что Бог всегда присутствует со Своими людьми через Ангелов и через Господа Иисуса Христа, Который и явлен был для нашего спасения. Подобно Иакову, мы можем оглянуться назад и усмотреть невидимое направляющее присутствие Ангела. То же мы можем сказать и о Господе, Который сейчас ходатайствует за нас пред Богом.

Автор послания Евреям оставил нам легко запоминающуюся фразу, которую мы всегда должны стараться держать в памяти. Он взял обетование, данное Иакову, и соединил его с обетованием, данным Иисусу Навину: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (13:5). Наш перевод не говорит нам, что в греческом оригинале здесь стоит пять отрицательных частиц, как будто автор говорит: «Я никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не оставлю тебя и не покину тебя». Когда Бог совершит всё, о чем сказал нам, мы будем с нашим Господом в Его Царстве.

Чарльз Попл (06.02.2005г.)

Книги: , , , , , ,  |

Комментарии закрыты.