Библейские проповеди
«Господь… идет перед вами» (Втор.1:30)
18.04.2004

Книга Второзаконие возвращает нас назад ко времени странствования Израиля в пустыне. «Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей сынам Израилевым» (1:3). Он останавливается на этих наполненных событиями годах и на всем том, к чему пришел Израиль за это время; Моисей увещевает народ помнить «дни древние» (32:7) и показывает, как чудесно и удивительно Господь Бог вел и охранял их на протяжении всего времени их странствования.

Книга Второзаконие отражает, в основном, последние слова, размышления и увещевания Моисея, этого великого вождя Израильтян.

Второй стих является одним из самых поразительных стихов первой главы: «В расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни». Одиннадцать дней! Вот сколько времени ушло на преодоление самой большей части их путешествия; но далее, ввиду их строптивости, маловерия, судов Божьих и страха, внушенного им десятью соглядатаями, их странствование длилось уже 38 лет!

Но мы не должны смотреть на Второзаконие, как на книгу негативную, пессимистическую: как раз наоборот, Моисей описывает события довольно положительно. Он напоминает народу о проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться; о поколении, которое пало в пустыне; но затем обращает внимание людей к великим вещам, которые лежат впереди. Он разбирает завет, который заключил Бог с народом, и его слова наполнены ободрением. Что было хорошо для Израиля, хорошо также и для нас: краткий взгляд на Второзаконие, и особенно на первую главу, составит основную тему нашей проповеди сегодня.

Мы тоже находимся в положении странников, не раз мы сходили с указанного пути и были благодарны, когда Господь возвращал нас на него. Впереди у нас тоже Обетованная Земля и, подобно Израилю, мы сознаем, что никогда не придем к конечной цели, уповая только на собственные силы; но мы полностью полагаемся на идущего впереди нас. Для Израиля это был Ангел присутствия Божьего. Как сообщает нам первая глава, он шел «перед вами путем – искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке» (стих 33). Как мы будем читать позднее у Исаии: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (63:9).

Подобно пастухам на Ближнем Востоке, Бог шел впереди Своего народа. «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа» (Псалом 79:2). Интересно отметить упоминание здесь псалмопевцем Иосифа. Это возвращает нас к тому порядку, по которому следовали двенадцать колен, когда Израиль снимался со своего места: колено Иосифово (или, скорее, два полуколена Ефрема и Манассии) не стояло впереди всей процессии, но следовало сразу же за ковчегом завета, который находился в самом центре огромного строя идущего народа. Другими словами, святилище, в котором угодно было обитать Богу, шло как раз впереди колена Иосифова, о чем и свидетельствует Псалом 79. Но, конечно, Бог находился впереди всего Израиля и даже тогда, когда они не находились на марше. Хотя Израиль и не всегда должным образом оценивал этот факт, Бог, тем не менее, всегда шел впереди, указывая им путь, по которому им следовало идти. Даже когда они обосновались в Земле Обетованной, Бог находился среди них; Он оставил их лишь тогда, когда они забыли Его.

Господь Бог всегда присутствует и среди нас, Он идет впереди нас; если только мы будем верить и доверять Ему, Он устроит нам путь, по которому идти. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалом 33:8). Всё это настолько истинно для нас, насколько это было истинно и для Израиля. К тому же у нас есть и другой, Который идет впереди нас – Господь Иисус Христос. Он также является Пастырем. Как мы читали вчера в Евангелии от Иоанна: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (10:4).

Когда Иисус шел впереди Своих учеников, что делали они? Они следовали за ним! И об этом мы не раз читаем в Евангелиях. Например, когда Иоанн Креститель указал на Иисуса, как на Агнца Божьего, двое из его учеников, услышавших это, сразу «пошли за Иисусом» (Иоанн 1:37). Иисус – вождь, лидер – Он идет впереди. И завершая Свое служение на земле, Он пошел вперед очень своеобразным и целенаправленным способом – Он решительно направился в Иерусалим (Лука 19:28). Он шел не просто в Иерусалим, но шел на крест; и это должен был совершить в одиночестве. Он шел на это в благоговейном подчинении воле Отца и ради любви ко всем Своим ученикам. Умерев и воскреснув, Он опять идет впереди Своих последователей. Что Он сказал на последней трапезе? «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Матфей 26:32). И до сих пор с того времени Он идет впереди нас.

Обращаясь опять к Евангелию от Иоанна 10, мы читаем о Пастыре: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (стих 11). Пастыри могут быть очень бескорыстны, очень заботливы о своих овцах, но в нормальных обстоятельствах ни один пастух, фактически, не отдаст свою жизнь за овец: но именно это сделал Иисус. И чтобы урок десятой главы дошел до читателей, одиннадцатая глава повествует о воскресении Лазаря. Отдав Свою жизнь за овей (т.е. за нас), Иисус явил великую надежду на воскресение из мертвых всем, кто уверует в Него. Расстроенная смертью брата Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (11:24-26).

Верим ли мы этому, братья и сестры? Верим ли мы, что Иисус в самом деле положил Свою жизнь за нас, и у нас действительно есть надежда на воскресение и вечную жизнь через Него? Каиафа не ведал о том, что говорил, когда произнес: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Для Него это было полезно; для нас это было необходимым и замечательным условием по милости Бога, чтобы один Человек умер, а мы могли жить: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоанн 11:50-52). Иисус умер не только за тех нескольких современников, уверовавших в Него, но за всех тех, кто на протяжении вот уже многих веков верит и доверяет Ему: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (10:16).

Иисус, наш Спаситель, умер за нас, и теперь идет впереди нас. Как мы будем читать через день или два, Он обещал: «Я иду приготовить место вам» (Иоанн 14:2). Иисус ради нас «вошел… в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие… и во второй раз явится… для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:24,28). Давайте будем бодрствовать, следя внимательно за знамениями Его пришествия и приготавливая себя к этому величайшему событию.

Увещевание довольно ясно: Иисус ушел вперед, Он отдал Свою жизнь, Он воскрес из мертвых, Он приготовил нам путь, по которому мы можем следовать за Ним. Скорее всего, Бог, по Своей милости, не потребует от нас отдать свою жизнь, но мы призваны следовать за Ним, сообразуя свою жизнь по примеру Его: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петра 2:21-24).

Хлеб и вино напоминают нам о Его страданиях, о распятии, о мучительной агонии и непревзойденном смирении. Он был готов ради нас идти впереди нас, даже на крест. Давайте же будем готовы свидетельствовать о Его любви, о Его крестном подвиге всем, кто готов нас слушать, и ждать Его возвращения.

Джон Моррис (18.04.2004г.)

Книги: , , , , ,  |

Комментарии закрыты.