Библейские проповеди
Хлеб с небес
8.02.2004

Божества Египта получили вызов и были драматическим образом побеждены Всемогущим Богом Израиля. Кажущийся непреодолимым барьер – Красное море – был разделен на две части, а Израиль победоносно прошел по его дну. Однако рука Божья поднялась против Египта гораздо раньше, когда воды Нила окрасились в цвет крови. Теперь же всё закончилось похожим событием, произошедшим уже с водами Красного моря, но теперь его воды окрасились кровью самих египтян.

Книга Исход (глава 15) описывает облегчение и радость в стане Израильском, когда люди увидели доказательства окончания их рабства. Свидетельством этому были мертвые тела на морском берегу. Народ, долгое время угнетавший и преследовавший их, теперь сам был побежден. Египет должен был стать ничем иным, как неприятным воспоминанием.

Сегодня в 16-ой главе книги Исход мы прочитали о том, что не всё было так просто. Как только Израильтяне столкнулись с трудностями путешествия через пустыню, их ярко выраженная вера уступила место ропоту и недовольствам. ‘Зачем ты вывел нас из Египта, где мы были так счастливы?’ – это смысл их обращения к Моисею. Воспоминания – удивительная вещь; мы можем управлять ими для нашей же выгоды, и в этом израильтяне не были исключением. Голод и борьба за выживание в Египте теперь превратились в «котлы с мясом» и «хлеб досыта!» (стих 3). Такое переменчивое представление, в конце концов, привело их к тому, что земля притеснения и боли стала для них землей, «где течет молоко и мед» (Числа 16:13).

Как должно быть подобные речи огорчали небесного Отца! И как часто нам самим нужно напоминать себе, что Египет – окружающий нас мир – является местом рабства, разложения и нечестия. Если мы в тайне наслаждаемся воспоминаниями той темной и бездуховной жизни в нем, из которой мы были вызваны, используйте меч духовный, чтобы отсечь их и выбросить из нашей памяти.

Но вернемся к Израилю, обсуждающему довольно серьезную проблему – где достать достаточно пищи и как выжить в пустыне. Они прямо высказали свои проблемы Моисею, но заблуждались, не догадываясь, что Бог уже позаботился обо всех их нуждах. Он собирался одождить для них «хлеб с небес». В Египте они с трудом могли наскрести хоть какую-то пищу для поддержания жизни. Теперь же хлеб просто падал с небес. Урок, который было необходимо усвоить им, состоял в том, что источник их ежедневной провизии находился на небе, а не в их находчивости. Манна падала по повелению Божьему, утоляя их голод, и не имела никакого отношения к тяжелой физической работе.

Однако им всё же приходилось прикладывать усилия для добывания необходимой пищи. Каждое утро, за исключением субботы, в продолжение сорока лет, им нужно было выходить и собирать ее. Нет ни единого упоминания о каких-либо исключениях, поэтому, вероятно, даже левиты, священники и сам Моисей выходили в назначенное время собирать себе пропитание на каждый день. Собирание себе продовольствия на целый день пять раз в неделю, и двойного пайка на шестой день – было делом веры, а также – вопросом послушания. Их физическое существование зависело исключительно от того, смогут ли они выработать в себе привычку, поступать согласно Божьей воле. Если бы они могли увидеть в этом ключ к благополучию и процветанию в духовной жизни, тогда их история могла быть совершенно другой. Но они не смогли. Давайте помнить, однако, что благодаря их ошибкам мы не должны стать самодовольными и чопорными. «Посему, кто думает, что он стоит, – пишет Павел, – берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12). Зачастую мы поучаемся, совершая ошибки, а Писания помогают нам в этом процессе обучения, приглашая поразмышлять над ошибками других.

Манна в пустыне, таким образом, показывала Израилю их абсолютную зависимость от Бога и необходимость беспрекословного послушания Его воле. И еще, по крайней мере, один урок можно почерпнуть в этом рассказе. В Исходе 16:17,18 говорится, что каждый человек собирал разное количество манны, но это было именно то количество, которые он потреблял за день. Нам не нужно сомневаться в том, каким образом это достигалось: как зачастую это происходит, Новый Завет комментирует произошедшее и дает ответ на наш вопрос. Во 2 Коринфянам, глава 8, Павел увещевает братьев и сестер в Коринфе делиться своим материальным благосостоянием с верующими в Иерусалиме, которые находились за сотни километров от них, но страдали от голода и всевозможных лишений (в Послании римлянам, главе 15, вы сможете увидеть полную картину произошедшего). Павел обращает их внимание на тот факт, что все они являются членами одного тела, одной семьи и разделяют те же духовные блага. Подобное участие должно происходить и в распределении материальных благ; имеющие в избытке должны делиться с бедными и неимущими, и делать это с удовольствием, а не ропотом. Семья Божья, пишет Павел, имеет обязанность распределять материальные блага всем, равно как это происходит и в духовных вещах. И далее в стихе 15 он цитирует книгу Исход 16:18, чтобы еще раз подчеркнуть свою мысль: «…и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть».

Отсюда становится ясно, что собиравшие в пустыне больше необходимого, делились своими излишками с теми, кто испытывал нужду или не мог собирать манну вообще. Вероятно, способные и активные даже поощрялись на то, чтобы собирать больше и помогать престарелым и слабым соседям, у которых не было возможности собрать необходимое количество до восхода солнца. Несомненно, были и эгоистичные люди, которые не желали делиться своими излишками, пряча их и скрывая, желая отдохнуть и поспать подольше следующим утром. Они думали, что собранное принадлежало им по праву. Однако Бог, Господь небес и земли, не допустил их эгоизму вылиться наружу и требовал послушания. Любое количество манны, припрятанное на следующий день, неизбежно портилось.

Манна, таким образом, побуждала к сотрудничеству и распределению. Израиль должен был увидеть себя как единое целое, один организм, и понять свою необходимость поддерживать его. Этот же урок необходимо уяснить нашему братству, живущему в 2004 году. Братья и сестры могут быть достаточно отдалены от экклесий. Но они также являются частью Божьей семьи и обязаны не только получать, но и давать другим. Величайшим образом это выражено в преломлении хлеба во время Трапезы. Мы собираемся вместе и разделяем друг с другом один хлеб подобно тому, как это делал народ Израильский. Мы выражаем свое единство со Христом объединенные в молитве и в работе для Господа, как живая экклесия, тело нашего Господа, в котором Он является головой. В действиях, совершаемых нами сейчас, мы выражаем свою признательность, послушание и веру. Давайте также и своими действиями будем выражать заботу о Теле Господнем.

Стефан Вестон (08.02.2004г.)

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.