Библейские проповеди
Работники в винограднике
18.01.2004

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой…» (Матфей 20:1). Этими словами наш Господь начал притчу о работниках в винограднике, которая будет являться основой для нашей сегодняшней проповеди.

Как это часто происходит, искусственное деление повествования на главы переводчиками может нарушить течение рассказа. Господь рассказал эту притчу как продолжение Своего ответа на вопрос, заданный в предыдущей главе. Первый вопрос был задан богатым молодым правителем, который подошел к Иисусу и спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?» (19:16). Последующий ответ Господа и комментарий о том, насколько сложно богатым попасть в Царствие (стих 23), побудили Петра задать вопрос, вытекающий из этого: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (стих 27). Петр заострил внимание на том факте, что ученики были бедными людьми, и что их следование за Господом привело к еще большей нищете.

В конце 19 главы, после обещания ученикам разделить с Ним силу и славу в Царстве и вознаградить их за жертвы, принесенные ради Него и для наследования вечной жизни, Господь говорит о непременном условии, которое включает в себя эта притча. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (19:30 и 20:16).

История, рассказанная в притче, хорошо известна и проста; существует множество ее интерпретаций. Вкратце этот рассказ о том, как хозяин дома рано утром нанимает работников и договаривается с ними о плате за работу по динарию. В девять часов, в полдень и в три часа он нанимает еще работников с обещанием заплатить «то, что причитается». В пять часов, почти в конце рабочего дня, нанимает последнюю группу с тем же обещанием. По прошествии рабочего дня хозяин приказал первым и пришедшим последними заплатить одну и ту же плату, по динарию. Нанятые первыми ожидали, что им заплатят больше за их работу, так как они начали работать первыми и работали дольше, чем все остальные. Услышав их жалобы, хозяин виноградника резонно заявил: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Матфей 20:13-16).

Наша цель – извлечь урок из прочитанного: мы должны внимательно исследовать притчу, чтобы понять, чему она учит, а чему – нет. Речь идет о службе, соответственно и об оплате – она одинакова, независимо от отработанного времени. Однако некоторые из тех, кто получил оплату, не только жалуются, что зарплата недостаточна, но и «злословят из зависти» своего господина. «Много званых, но мало избранных» (стих 16), следовательно, несмотря на то, что все работники призваны, они не все «избраны», хотя «избранные» входят в их число. Притча учит, что не все, приглашенные на работу в виноградник, выбраны хозяином для временной службы; «возьми свое и пойди» (стих 14). Не все работники в притче приняты, следовательно, «награда» не является пропуском в Царство. А динарий не является жизнью вечной.

В чем же заключается урок притчи? Не все те, кто находится на службе Господа, получат благоволение в конце. Даже если «кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей» (Матфей 19:29) «ради Его имени» или, выражаясь словами притчи, будут выполнять свои обязанности: Бог не заповедал нам роптать, завидовать или возвеличиваться в своих собственных глазах. Мы должны признавать абсолютное превосходство Господа в винограднике, Его право поступать по Своей воле. Для нас является привилегией служить Ему.

Иисус однажды сказал, что если человек не станет похожим на дитя (не смирит себя), то не наследует Божьего Царства. Если мы проследим аналогию притчи в отношении динария, мы легко убедимся в том, что Бог справедлив по отношению к тем, кто служит Ему, даже если они не упомянуты в списке тех, кто получит воскресение. Наше пребывание с Христом при последующем осуждении будет расценено в соответствии с духом нашего служения. Если мы вернемся к вопросу Петра в предыдущей главе: «Мы оставили всё и последовали за тобой? Что дальше?» Если бы мы даже и поступили так, у нас не может быть уверенности в том, что мы будем приняты Богом, если наши действия не будут проникнуты духом покорности.

Иногда притчи кажутся оторванными от реальной жизни, но при ближайшем рассмотрении это оказывается не так. Эта притча не исключение. Наниматель, который платит заработную плату по велению сердца, как в этой простой истории, станет причиной хаоса на рынке труда и вызовет соперничество среди работников. Но эта история не является руководством по ведению бизнеса; она рассказывает о милосердии Бога. Как молодой правитель («что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?»), так и апостол Петр («мы оставили всё, что дальше?») показали дух гордости и самодовольства и придали выразительность действиям. Они не видели того, что единственной возможностью восстановления отношений с Богом для человека является жертва Его сына. Человек не может сделать ничего – мы все имеем смертельный приговор и находимся у престола милости Бога. «Не делами должен хвалиться человек». Если бы спасение зависело от человека, никто не был бы спасен. «Мы все согрешили и лишены славы Бога».

Это не значит, что нет места делам. Просто дела не являются основой для получения наследия Божия, вечной жизни. Они – следствие наших отношений с Небесным Отцом и Его Сыном. Эта притча изменяет мнение о том, что вечную жизнь можно заслужить, лишь исполняя Закон – будь то Закон Моисея (вспомните молодого правителя) или то, о чем спрашивал Петр. Как впоследствии было написано в письмах, человек не может быть оправдан делами Закона, но послушанием веры; послушанием веры, которое продемонстрировал Господь Иисус. Об этом мы будем читать в других притчах на протяжении этой недели, да будет на то воля Бога.

Последние три притчи, которые содержатся в главе 25 Евангелия от Матфея – притча о десяти девах, о талантах, об овцах и козлах. Эти притчи возвещены в предыдущей главе вопросом Господа: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими?» (Матфей 24:45). Возможно ли точно разделить людей на овец и козлов, этот вопрос поднимает притча. Козлы и овцы не являются буквальными, а вот суд состоится в буквальном смысле, хотя слова Иисуса не являются единственным критерием для принятия в тот день.

Брат Джон Картер установил интересный факт, что овцы и козлы в стаде на Среднем Востоке находятся все вместе: различие в том, что козлы всегда черные, а овцы – всегда белые. Еще овцы безвредны, а козлы – озорники. Принимая во внимание это, мы начинаем понимать, почему Господь выбрал именно этих созданий, чтобы проиллюстрировать Свою точку зрения. Собранные вместе для осуждения при Его возвращении люди будут собраны Ангелами из всех народов, как евреи, так и язычники, которые ответственны; принявшие или отвергнувшие открытую Богом истину; послушавшие или ослушавшиеся его заповедей. Достойные и недостойные одинаково знают и исповедуют истину. Настоящий результат – практическое отношение к истине, которое родилось в них. Приглашение «наследовать Царствие» живо противоречит убеждениям молодого книжника, который надеялся наследовать «вечную жизнь», исполняя заповеди. Наш Господь может отождествлять Себя с каждым из нас, и в день наступления Царства Он будет рад узнать в нас – Своих братьев.

Мы преломляем хлеб и пьем вино, чтобы вспомнить о Его смерти, доколе Он придет. Давайте же постараемся стать старательными работниками в Его винограднике, чтобы в день возвращения Он мог с удовольствием сказать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матфей 25:34).

Дерек Хортон (18.01.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.