Библейские проповеди
«Господь весьма милосерд и сострадателен»
28.12.2003

Иаков обращает наше внимание на страдания Иова: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иаков 5:11).

«Конец от Господа» состоит в том, чтобы привести таких людей, как Иов, членов его семьи, его друзей, в Свое чудное Царство и Его славу. Страдания, обрушившиеся на Иова от Господа, не были наказанием за его грехи, как ошибочно думали трое друзей. Бедствия находились под Божьим контролем и представляли собой процесс очищения, научения и совершенствования итак уже благочестивого Божьего человека. Иов не сразу понял, для чего такие испытания легли на его душу. Вероятно, каждый задавался подобным вопросом, когда в нашей жизни наступали тяжкие времена. Нам нужно ценить, как это сделал Иов, что Бог и Его Сын работают вместе ради нашего спасения. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

Иов выучил этот урок, и благодаря этому познал гораздо более глубокие и тесные взаимоотношения с Богом. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5).

Однако страдания Иова принесли пользу не только ему самому. Они принесли большую пользу и другим. Иов очень хороший прообраз Христа.

Пророк Иезекииль упоминает нечестие Иерусалима и его жителей незадолго до его захвата и разрушения вавилонскими армиями, и говорит следующее: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иезекииль 14:14).

Причина стенаний Иезекииля заключалась в том, что даже наличие таких замечательных примеров праведного поведения, как жизни этих трех мужей, не могло подвигнуть жителей Иерусалима к раскаянию и освобождению. Но он ясно понимает, что во время своей жизни они освободили и спасли многих.

Кого мог спасти и освободить Иов? Да, хотя бы трех своих друзей! Слова Бога, обращенные к Елифазу в книге Иова, глава 42, раскрывают рискованную позицию этих трех: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: ‘горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов’. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лицо Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:7-10).

Иов проявил черты характера Самого Бога. Он был ‘милосерд и сострадателен’. Его друзья произносили резкие выражения в его адрес и ложно обвиняли его в самый пик страданий, однако, всё это было забыто им. Вместо этого он исполнился радости от восстановления дружеских отношений, а также после возрождения связи с Богом. Иов проявил дух Христов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).

Разбирая эти драматические события в жизни Иова, мы видим, что обвинения его друзей оказались напрасными. Они верили, что процветание было прямым свидетельством Божьего расположения к человеку, а наказания – прямым указанием на Его недовольство кем-нибудь.

Это и привело их к совершенно ошибочным выводам относительно Иова, хотя Божья оценка его характера озвучена три раза: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1; 1:8; 2:3).

Однако они видели лишь тяжело страдающего человека. Их предвзятая позиция состояла в том, что страдания были вызваны лишь наказанием за грехи. Поэтому, они сделали вывод, что Иов должен быть последним грешником!

Кое-что из сказанного Елифазом в его первой речи довольно близко к истине, например: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай» (Иов 5:17).

Этот принцип очень важен, он повторяется в Библии не раз. Например, в Притчах 3:11 и снова в Послании Евреям: «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евреям 12:5,6).

Елифаз был убежден, что Иов терпел страдания, потому что Бог был разгневан на него за грехи. На самом деле, Бог наказывает Своих детей по любви.

Автор послания Евреям продолжает в стихах 10 и 11: «Те (наши родители) наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

В результате такого наказания, или будет лучше назвать этот процесс – дисциплинированием, мы сможем получить вечную жизнь и стать участниками Божьей святости.

Итак, два важных урока даются в книге Иова: Первый состоит в том, что страдания испытывают наш характер, очищают и укрепляют нашу веру, а также помогают нам испытать более глубокие взаимоотношения с Богом, понять Его характер. В конце своих переживаний Иов мог сказать: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5,6).

В один момент Иов взывал к Божьей справедливости (9:22-24); порой он был уверен в своей праведности (27:5,6) и даже требовал получить возможность поспорить с Богом (23:3,4). Однако в последствии Иов усвоил один принцип, который очень трудно дается многим из-за свойственной нам человеческой гордости. Бог – прав, а я – ошибаюсь. Бог – праведен, а я – грешен. Даже самые хорошие люди в этом мире нуждаются в спасении. Всем нужно искать Божьей милости, веруя в освобождение, которое Он предоставил нам в Своем Сыне.

Второй очень важный урок состоит в том, что страдания праведного человека могут принести пользу другим. Принимая во внимание этот факт, мы сможем найти много параллелей между Иовом и Христом. Одна только разница между ними состоит в том, что Иисус четко понимал причину Своих страданий. Автор послания Евреям приглашает нас поразмышлять о совершенном примере Господа Иисуса Христа, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (12:2).

Нашей привилегией является возможность вспоминать великие дела, совершенные ради нас, и цену нашего искупления. Безграничная любовь и милость Бога излилась на нас через Господа Иисуса Христа, но ради этого возлюбленный Сын Божий должен был пострадать. Сам Бог испытал при этом невероятные страдания.

«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожил духом» (1 Петра 3:18).

И мы можем быть уверены, – несмотря на то, через что нам придется пройти в этой жизни, наш конец определен Господом. Желанием и целью нашего Небесного Отца является то, чтобы привести нас в Его Царство и Его Славу. Он весьма милосерд и сострадателен.

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» «(Ничто) не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:32,35,39).

Дэвид Николс (28.12.2003г.)

Книги: , , , , , ,  |

Комментарии закрыты.