Библейские проповеди
«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны… пророкам» (Амос 3:7)
23.11.2003

Второе чтение на сегодня (Амос 3) само по себе является хорошей проповедью. Пророчество Амоса есть короткое, но очень емкое по своему содержанию и резкой критике вождей народа Израильского. Для них Амос был чужаком, который пришел из Иудеи к десяти коленам Израильским.

Его проповеди были настолько резкими для слушающих, что даже священник Амасия, пытавшийся заставить замолчать этого «пастуха из Фекои» (деревни из того же района, к которому принадлежал и Вифлеем, и который презирали Иудеи), вынужден с большой неохотой признать силу и действенность Амосовой проповеди: «Земля не может терпеть всех слов его» (7:10). И во всем этом содержится более чем достаточно намеков на сравнение Амоса с Господом Иисусом, что заставляет предположить, что Амос служил явным прообразом того великого «пророка подобного Моисею», служение Которого производило такой же драматический эффект на людей, которые слушали Его спустя почти 800 лет после Амоса. В обоих случаях народ довольно хорошо осознавал, что великий пророк действительно находился среди них!

Третья глава этого бескомпромиссного и режущего слух пророчества, возможно, – наиболее знаменательная часть из всех высказываний Амоса, которая ведет нас вниз по коридору времени. Она буквально кишит красноречивыми метафорами:

«Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (стих 2).

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою» (стих 3).

«Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (стих 6).

«Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (стих 8).

И наиболее запоминающаяся из всех:

«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (стих 7).

Нечестивые Израиля были раздражены, что этот человек «из-за границы» производит такое волнение среди народа своим посланием «покайтесь или погибнете!» Как будто он имеет некое особое проникновение в сам замысел Божий! Еврейское слово «тайна», которое использует Амос, фактически, довольно редко встречается среди пророческой лексики, и его особое значение – это «глубоко лежащий замысел» или «частный совет». Именно это слово использует Елифаз, когда с негодованием спрашивает Иова: «Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?» (Иов 15:8); и это же слово использует глубоко разочарованный Давид, когда описывает «искренние беседы», которые он разделял с когда-то близким другом Ахитофелом – Псалом 54:14,15. И вот здесь Амос – никем неведомый чужак, «никто», пришедший «ниоткуда», – во всеуслышание заявляет, что имеет особую привилегию знать и проникать в сам замысел Божий!

Неужели это действительно небом определенный посланник, от слов которого одни могут спастись, а другие – погибнуть? Неужели от отношения к его словам будет зависеть праведное осуждение? Является ли этот Амос сумасшедшим, который вводит в заблуждение народ по своей прихоти, или он – один из длинной череды истинных пророков, посланных Богом для сообщения малоутешительной правды, которую они предпочли бы лучше не слышать? А, может, он – один их тех пророков, которые «рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних» (Иеремия 23:16)? Ну а вдруг скорое исполнение его неприятных для слуха пророчеств явится неоспоримым доказательством, что он в самом деле «стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его» (Иеремия 23:18)?

Время всё расставило на свои места. Самим Богом определенный тест на узнавание истинных пророков (Второзаконие 18:18-22) показал, насколько истинным был Амос, когда пророчествовал, что «Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима» (Амос 1:2). Два года спустя произошло самое разрушительное землетрясение, о котором когда-либо слышали в Иерусалиме. И те нераскаявшиеся слушатели пророка, которые пережили этот страшный небесный катаклизм, увидели более страшное нашествие ассирийских полчищ, как и предсказывал Амос (3:11).

Все сомнения рассеялись. Слово Божие, возвещенное Амосом, оказалось истинным, и было послано для их испытания, чтобы «просеять их как пшеницу». Для тех, кто проигнорировал его или отверг, уже не было спасения.

Не существует места, где можно было бы укрыться от Слова Божьего. Как свидетельствовал своим современникам Сам Господь Иисус: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить (вас) в последний день» (Иоанн 12:48). И мы, которые, подобно Амосу, призваны из всех людей «стоять в совете Господа», не будем иметь никаких извинений, если отвергнем или проигнорируем ту ответственность, которую привилегия проникновения в замысел Божий несет с собой для нас.

Подсчитано, что более 25% Библии состоит из пророчеств о будущих событиях. И Амос, фактически, говорит нам, что эти пророчества содержат глубокие намерения нашего Бога, сохраненные для нашего познания и разделения с другими. Ничего удивительного, что даже Ангелы желают проникнуть в них (1-е Петра 1:12). И не только Ангелы. Пророки сами старались проникнуть, исследовать и понять их (1-е Петра 1:10). Даниил, к примеру, «сообразил по книгам» (возможно, по писаниям Иеремии) насколько долго продлится Вавилонское пленение (Даниил 9:2). Мудрецы с востока почти определенно изучали пророчество Даниила о семидесяти седьминах, что выразилось в их долгом путешествии для обнаружения и поклонения родившемуся царю Иудейскому (Даниил 9:24-27; Матфей 2:1,2). И Анна, сама пророчица, была, наряду с Симеоном, одной из тех верующих, которые ожидали приход Мессии именно ко времени рождения Христа, ибо все они тщательно и с молитвой читали и изучали пророческие книги (Лука 2:36-38).

Их пример – увещевания для всех нас. Главный принцип взаимоотношений Бога с людьми есть то, что Он заранее говорит им, что должно произойти. В самом деле, говорит Амос: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны…» (3:7). Для тех, кто, подобно Даниилу, обращает лицо свое к Господу, пророческое слово есть источник просветления, мудрости и утешения; в то время как для других оно является чем-то темным, невразумительным и сомнительным. Если, отсюда, мы сами терпим неудачу в распознавании знамений нашего времени в свете Божественной «тайны», как тогда мы можем надеяться быть готовыми к возвращению с небес Христа?

«Но это вы знаете, – говорит Иисус Своим ученикам (и, соответственно, нам), – что если бы ведал хозяин дома… то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Матфей 23:43). Для нас просто не будет никакого прощения, если давно предсказанное пророчество о возвращении Господа застанет нас врасплох. Как это было во дни Амоса, так это будет и в наши дни для некоторых, когда вернется Сын Божий: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет» (Амос 5:18).

Давайте стараться, чтобы эти слова не относились к нам. Давайте отдадим всё наше внимание словам верных пророков Божьих, благодаря за то, что нам Отец раскрыл Свои секреты через них. Давайте твердо решим не обращаться спиной к подобному источнику познания разума и цели Бога. Ибо мы, братья и сестры, «Не во тьме, чтобы день застал (нас), как тать. Ибо все (мы) – сыны света и сыны дня…» (1-е Фессалоникийцам 5:4,5).

Благодарение Богу за Его неизреченный дар!

Рег Кар (23.11.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.