Библейские проповеди
Образ и подобие Божие
14.09.2003

Читая повествование Луки о служении Иисуса, мы восхищаемся той уверенностью, с которой Иисус справлялся с различными искушениями и проблемами, встававшими перед Ним. Он показал нам стандарт, которому мы должны стараться следовать.

Каким образом в течение тридцати лет трансформировался Иисус в образ и подобие Божие? Многие утверждают, что раз Отцом Его был Бог, Иисус, естественно, отличался от нас. Однако если принять эту точку зрения, тогда надо принять и то, что Он не был подобен нам и нашей человеческой природе. А это противоречит Писанию, которое говорит, что Он во всем был подобен нам (Евреям 2:17), Первосвященник, Который был искушен во всем, как и все люди (Евреям 4:15). В этом была необходимость, чтобы Он мог совершить Свою работу (Евреям 2:14). Бог не сделал для Иисуса никаких поблажек. Факторы, влиявшие на жизнь Иисуса, должны работать и в нас. Именно восприятие Слова Божьего, которое просвещает во всем, и которое старался познать, понять и воплотить в жизнь Иисус, было в основе Его развития.

Что было путеводителем для Иисуса, остается тем же и для нас. Мы находимся даже в более привилегированном положении, так как у нас есть еще и Новый Завет. Ясно, конечно, что обстоятельства, при которых возрастал Иисус, отличались от наших, а они, эти обстоятельства, всегда оказывают большое влияние на развитие ребенка. Когда и где был рожден Иисус, характер Его матери и отчима, – всё это сыграло важную роль в Его развитии. Мы можем не сомневаться, что Бог Сам создавал эти обстоятельства, которые в дальнейшем сыграли важную роль в формировании характера Иисуса. Бог предпринял меры, чтобы детство Его проходило среди благочестивых родителей, которые познакомили бы Его с Божьими путями. Без подобного окружения безгрешная жизнь была бы невозможной.

Свидетельства, которыми мы располагаем, показывают, что Иисус всегда обращался за советом к Писанию. Он выдержал искушения в пустыне только благодаря обращению за советом к книге Второзаконие. Никакой опоры на личное мнение, – только на Слово Божие. Как часто Он начинал беседу со слов «Разве вы не читали?» или «Написано».

По дороге в Еммаус, беседуя с двумя учениками, Иисус мягко упрекнул их: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лука 24:25-27). Он доказал Свое воскресение свидетельством из Писания, а не обращением их внимания на Свое физическое присутствие. И только после, за преломлением хлеба, Он был узнан ими.

Оглядываясь на прошлое, мы можем видеть страдания Иисуса, изображенные задолго до этого Ветхим Заветом. Но ученики Его, преследуемые идеей величия и славы Мессии, проглядели многое из того, что было очень важно. Они ожидали Мессию победоносного, Который освободит Израиль от римлян и установит Свое Царство. Иисус же понимал Писание: темные пророчества о Своей смерти только Он мог оценить во всей их пугающей истине.

Каким образом Он достиг таких успехов в изучении Библии? В возрасте двенадцати лет Он был уже знатоком Писаний, и Его отношение к нему сильно отличалось от подхода Его современников. Он не останавливал Свой взор только на положительных и приятных местах; Он знал все Писания и видел законченный образец, согласно которому Ему надлежало пережить многое, даже саму смерть, и уже затем войти в Свою славу; ибо таков был путь, установленный для Него Богом.

Мы понимаем, что основой подхода к предназначенному Ему пути была Его вера и отношение к Слову Бога. Важно, тем не менее, оценить, что в одном очень важном моменте Он действительно знал о Себе нечто такое, что являло фундаментальное отличие: Он обладал информацией, которой не было в Ветхом Завете.

По мере Его взросления, Мария и Иосиф не раз рассказывали Ему об удивительных событиях, способствовавших Его появлению на свет. Рассказывали также и о том, что Его имя, Иисус, было наречено Ему Ангелом, ибо Ему надлежит спасти людей от их грехов (Матфей 1:21); что Он будет Царем и будет править над всем миром (Лука 1:31-33). Знал Он и о словах, возвещенных Ангелом пастухам: «Ибо ныне родился вам… Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лука 2:11,20 ср. Деяния 2:36). Знал и об откровениях, данных других людям, которые видели новорожденного младенца, например, Симеону, согласно которым Он будет светом «к просвещению язычников» (Лука 2:25-32).

Ему было поведано о всех этих вещах – Он знал Свое предназначение. Ясным в этих откровениях было заверение в том, что Бог позаботится об обстоятельствах, которые будут способствовать Ему успеху. Если хотите, Иисус знал заранее об успехе Своей миссии! Эти откровения о Его рождении должны были, несомненно, усилить Его восприятие Ветхого Завета. Он детально знал пророчества, касающиеся именно Его. Они не были просто путеводителями Израиля ко Христу, но были наставлениями для Иисуса самого. Здесь были слова, необходимые для Его трансформации. Только Он мог перевести их в реальность.

Таким образом, Писание было очень личным путеводителем для Него, а для других – о Нем. Подходя к Библии с этой стороны, мы располагаем большей информацией о Его служении и жизни, без которой многое в Новом Завете было бы трудным для понимания. Как провозглашает последняя книга Библии: «Свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10).

Не трудно увидеть, почему это так. Бытие 1 стих 26 обрисовывает общий план Бога для человека: сделать его по образу Божьему. Но Адам в виду своего непослушания потерпел неудачу. Обладая предвидением, Бог знал, что это случится. Иисус понимал, что Он есть истинный Сын Человеческий, которому предназначено исполнить обетование, данное Адаму (Псалом 8). Поэтому Он знал, что Он есть центр всего Писания, в действительности – всего плана Божьего. «И Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Колоссянам 1:15-17). Даже библейская история для Иисуса была откровением вещей о Нем Самом.

Что это означает на практике? Пример Бытия 22 и жертвоприношение Исаака не было для Иисуса, как для нас, просто образом. Это было пророчество о Его собственной жизни и смерти: о жертве, усмотренной Богом, которая будет воскрешена в третий день для владения воротами врага – греха и смерти. Исаия 53 также говорит о жертве, о будущих испытаниях и страданиях – и вновь Иисус знал, что за всем этим последует вхождение Его в Свою славу.

Бытие 3 повествует о падении человека и последствиях этого. Уроки воскресных школ представляют искушение о запретном плоде, как исключительно проблему Адама и Евы. Однако мы знаем, что мы все сталкиваемся с искушениями подобного же рода. Как второй Адам, Иисус внял этому предупреждению очень лично. Вот западня, в которую попал Адам – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы не должны повторять ошибку Адама, а наоборот всеми силами бороться с искушением. Матфей и Лука раскрывают перед нами внутреннюю сторону борьбы Иисуса с искушением в пустыне.

Как последователи Иисуса, мы должны учиться извлекать пользу из Писаний на Его личном примере. Необходимо в какой-то мере вобрать в себя Его подход к Слову Божьему, если мы хотим большего понимания того, что говорит Бог. В конце концов, Иисус с чувством говорил о Своих учениках, как о преодолевающих вместе с Ним всевозможные искушения. Мы, как живущие в последние дни, должны идти по их стопам, и как Писание было путеводителем и утешением для Иисуса, тем же оно должно быть и для нас. Он знал из Писаний, что может и должен победить, и то же самое применимо и к нам. Иисус умер за нас, чтобы мы могли иметь надежду, зная, что наш Небесный Отец желает дать нам вечную жизнь в Царстве Своего Сына. Принимаемые нами символы, хлеб и вино, напоминают нам вновь о словах Иисуса: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лука 4:4).

Джон Уотс (14.09.2003г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.