Библейские проповеди
«Как хорошо слово (сказанное) вовремя!»
31.08.2003

Эти мудрые слова Соломона мы встречаем в Притчах 15:23, и эта божественная истина, как мы увидим далее, хорошо продемонстрирована в первой части нашего сегодняшнего чтения. Но прежде чем мы обратим наше внимание на это, давайте посмотрим, что фактически означают эти слова.

Первая часть 23 стиха говорит о радости человека, которую он переживает, давая добрый ответ, – такой, который подходит и удовлетворяет как дающего, так и принимающего. Следующее за этим есть божественная истина: «Как хорошо слово вовремя!» Мы видим, как полезно сказать правильную вещь в правильное время. В этом каждый из нас убеждается почти ежедневно на собственном опыте. Как часто мы говорим плохие слова или говорим правильные вещи, но не ко времени. Мы обнаруживаем, что подчас трудно сказать правильное слово в нужный момент! Почему?

Может, мы не совсем уверены в том, что сказанное нами будет верно? Или мы решаем, что не знаем, как слушающий отреагирует на наши слова, поэтому предпочитаем лишний раз промолчать. Или мы заранее предвидим нежелательную реакцию на то, что мы должны сказать?

Всё это может служить нашим оправданием, ибо на то и существуют оправдания, чтобы не сказать верное слово или не дать верный совет тогда, когда и то, и другое просто необходимы. Давайте обратимся теперь к Библии и посмотрим на пример маленькой девочки, которая не стала выдумывать оправданий и сказала то, что нужно, как раз в надлежащее время.

Небольшой отрывок из истории ее жизни отображен перед нами в книге 4 Царств 5:2. Мы видим, что девочка была захвачена силой во время одного из набегов сириян на землю Израильскую во время служения пророка Елисея. Она была вырвана из круга своей семьи и друзей, забрана от тех, кого она любила и с кем хотела быть. Теперь она жила в чужой земле и поэтому была оторвана вместе с другими от почитания и служения истинному и живому Богу, Богу Израилеву. На данный момент она была служанкой жены сирийского военачальника Немана (стих 1). Писание называет ее маленькой девочкой, но слово «маленький» на еврейском имеет еще и значения «неважный» или «незначительный»; а слово «девочка» может иметь возрастные рамки от младенчества до подросткового периода. Поэтому, возможно, она была подростком и была на положении рабыни, т.е. человека, ничего не стоящего и ничего не значащего, но это ее положение, несомненно, переменится в лучшую сторону в виду того совета, который она дала своей госпоже (стих 3).

Своим поступком она выразила свою веру в пророка Израильского, который может спасти мужа ее госпожи от неминуемой смерти. Мы видим здесь, что, оторванная от своей родины, рабыня всё же не стала скрывать своей веры в способности Елисея, пророка Бога Израилева. Этим она выразила свое полное убеждение в силу пророка сделать то, что было невозможно сделать человеку – исцелить больного от проказы. Елисей сделал много чудес, но ему ни разу еще не приходилось лечить от проказы и, судя по словам Иисуса, это был единственный случай: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лука 4:27). Девочка не стала скрывать истину, хотя это и затрагивало ее чувства. Она не была невежественной или нежелающей поделиться с кем-то своими знаниями, когда это могло спасти от смерти ее хозяина. Не остановило её и потенциальное, возможно даже враждебное, отношение других, ведь она была простой рабыней из чужой земли. Но она проявила мужество открыто заявить о своей вере в Бога Израилева даже перед язычниками, которые были врагами ее родины и виновниками ее нынешнего положения.

Это проявление веры в возможность Бога спасти ее хозяина от смерти не осталось незамеченным. Смотрите стих 4, – ее слова были доведены до него: «Так и так говорит девочка, которая из земли Израильской». Человек, находящийся в отчаянном положении, готов ухватиться за любую надежду, но здесь, несомненно, именно вера и поведение девочки заставили подойти серьезно к ее словам. Вера, привитая ей в родительском доме, была проповедана перед неверующими и вселила в них надежду. Всё это вызвало удивительную цепь событий, в которые были вовлечены сам Нееман и его слуги, царь сирийский и царь израильский, Елисей и его слуга, и всё это из-за того, что верное слово было сказано в надлежащее время. Это декларация веры в спасение Бога привела к исцелению Неемана, как и предполагала девочка. Следствием этого стало то, что самый могущественный человек в сирийской империи была приведен к познанию истинного Бога, Бога Израильского, и желанию поклониться Ему. Действительно, «как хорошо слово вовремя!»

Какой урок для нас! Девочка, находящаяся в таких тяжелых обстоятельствах, сказала слово в самое надлежащее время. Она сделала то, что было в ее силах, твердо держась своего убеждения во всемогущество Божие, и мы видели исход этой веры. Мы все можем стать отправной точкой цепи событий, которые могут привести другого человека к вере и почитанию Бога Израилева. Поэтому давайте тоже стараться говорить хорошие слова в нужное время, ибо это может принести большой плод.

Как ученики Господа Иисуса Христа, мы имеем следующую заповедь: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4:6). Поэтому, оценивая то, что нам было показано, пусть наша речь будет приятна собеседнику, дабы соответствовать и заповеди Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Мы должны говорить с кротостью, а не с чувством превосходства; с благоговением, а не как начальник с подчиненным. Если мы достигнем такого состояния разума, то тогда с большей вероятностью сможем найти правильное время и правильные слова. Мы будем в состоянии вставить правильное слово или фразу в любой разговор или беседу или вести себя подобающим образом, чтобы самим спровоцировать удобный момент.

Стараясь делать это, мы следуем примеру Господа Иисуса Христа, во имя Которого мы сегодня собрались. Он всегда был в состоянии сказать правильное слово в нужный момент, как во время проповеди, так и в споре со своими противниками. Об этой способности Господа предвозвещал пророк Исаия: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (50:4). Иисус был обучен словом Своего Отца, как и мы, и никогда не ошибался в его применении. Он знал, когда нужно сказать ободряющее слово, как, например, женщина самаритянка у колодца; или суровое обличение, когда выгонял торговцев и меновщиков из храма.

Итак, приступая к символам – хлебу и вину – мы вспоминаем жизнь Господа и Его жертву. Давайте заглянем внутрь себя и посмотрим на наш процесс уподобления Ему. Давайте стараться уже с завтрашнего дня использовать любую возможность по применению божественной истины, которая стала предметом нашей сегодняшней проповеди: «Как хорошо слово (сказанное) вовремя!»

Джастин Робинсон (31.08.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.