Библейские проповеди
Мудрый или глупец?
6.07.2003

В еврейском языке существует три слова для описания глупого человека. Все они имеют разные оттенки, но, в общем, все три описывают безрассудное поведение.

Все эти три слова и их значения мы рассмотрим ниже:

«Набал» — слабеть, отпадать;

«Ке-силь» — быть толстым;

«Ев-ил» — развратится, поступать глупо.

Первое слово – «набал» – можно применить к людям, которые не могут придерживаться выбранного курса, не обладают упорством и быстро сдаются. Очень хороший пример можно увидеть в одной из притч, рассказанных Иисусом.

Евангелие от Матфея 25:1-13 — притча о десяти девах.

Эта история знакома многим. Интересно отметить, что все десять дев уснули. Ни одна не смогла бодрствовать до того момента, когда раздался крик, известивший о пришествии жениха. Именно в этот момент стало понятно, которые из них мудры, а которые глупы. Мудрые девы запаслись маслом для своих сосудов заранее. Несмотря на то, что они «задремали и уснули», в момент встречи они не испытали чувства тревоги и паники. Поднявшись, они поправили свои светильники, и вышли на встречу с женихом, которого так долго ждали.

Глупые девы, наоборот, запаниковали. Встреча застала их врасплох, они не были готовы. Светильники в руках гасли, и им пришлось бежать, чтобы успеть купить немного масла. Все их усилия в такое позднее время были тщетны.

Урок здесь прост, но задумывались ли вы о его значении? Все ли из нас готовы к пришествию Христа? Достаточно ли мы мудры, чтобы подготовиться сейчас, ибо, когда Он вернется, будет уже слишком поздно? Во всех ли из нас есть настойчивость, чтобы поддерживать светильники истины постоянно горящими внутри нас; или мы глупцы — блуждающие и склонные отпасть? Иисус предупредил Свою аудиторию и нас с вами о том, что можно оказаться перед закрытой дверью и обнаружить себя снаружи, а не внутри.

На первый взгляд может показаться, что другое слово – «ке-силь» – заключает в себе довольно странный смысл. Какая связь полноты тела человека с глупостью? Если мы сами относим себя к полным людям, то такое сравнение может вызвать только обиду. Однако смысл слова заключается в отсутствии самоконтроля, в чрезмерном потакании своим прихотям. Про такого человека можно сказать, что он глуп.

Иисус рассказал другую притчу, в которой содержится предупреждение против такого поведения.

Евангелие от Луки 12:16-21 – притча о богатом глупце.

В ней говорится о человеке, не обладавшем самоконтролем. Он был богат, но никогда не был доволен тем, что имел. Ему хотелось построить большие кладовые, куда бы он мог сложить всё свое богатство. Я предположу, что и в этом случае он не испытал бы удовлетворения. Он стремился к успокоению и отдыху при мысли, что его будущее обеспечено на многие года вперед. К сожалению, он не стремился подумать о Боге. У него просто не было времени для Бога. Этот человек был слишком алчным, и по этой причине был отнесен Богом к разряду «глупцов». Его жизнь окончилась еще прежде того, как он вкусил того счастья, к которому стремился.

Предупреждение следует в стихе 21, где Иисус произносит: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Накапливаем ли мы сокровища этого мира или полагаем надежду на истинное богатство спасения, предложенное Богом через Иисуса Христа? Присутствует ли Бог в наших планах; планируем ли мы, совещаясь с Ним в нашем разуме? Всё, что бы мы ни делали, должно происходить с мыслью в разуме: «Если Богу будет угодно». Позже в этой же главе Иисус говорит о том, что сердце человека будет там, где находится его богатство.

Третье и последнее слово – «ев-ил», наверняка, самое подходящее. Так говорят о человеке, который не прислушивается к советам других и поступает чересчур самоуверенно. Это – упрямство; такой человек – глупец. Печально, но в мире много таких людей. Порой мы можем отнести и себя к этой группе.

Евангелие от Матфея 7:24-27 – притча о строителях.

Кто бы мог подумать, что некто может построить себе дом на таком неустойчивом основании, как песок! Даже у глупца есть уровень, ниже которого он не может упасть. Я прихожу к заключению, что такой строитель не только глуп, но еще и ленив. Вероятно, ему показалось, что строить дом на скале (или прочном основании) требует слишком много усилий. Песчаный пляж находится в непосредственной близости  от океана, и с него открывается прекрасный вид; почему бы ни построить себе жилище в таком удобном месте?!

Конечно, Иисус не просто предлагает выгодный совет. Его совет соответствует уровню мышления людей, которые пришли Его послушать. Здесь были люди, которые внимательно слушали, но Его слова не оказали на них никакого воздействия. Они совершенно не желали жить по Евангелию, а просто поговорить о нем. Мудрые слушатели ушли с проповеди и попытались затем применить услышанное на практике.

Наша жизнь, как и любое строение, нуждается в прочном основании, которое не сможет одолеть ни один шторм. Познание библейских истин не принесет никакой пользы, если оно является простым набором доктрин в нашей голове. Наша вера должна быть живой и действенной, выраженной в добрых делах и любви, основанной на прочной надежде.

Все три слова, рассмотренные нами, и три притчи, которые продемонстрировали нам их правильное значение, повествуют о жизни в Истине. Быть мудрым, в библейском смысле этого слова, не означает быть умным. Люди почитают библейскую мудрость глупостью, и именно так Бог задумал. Он не желает, чтобы люди приходили к Нему, думая, что они заслуживают награду и похвалу. Бог ищет Себе людей, осознающих свою нужду в Его милости и спасении (1 Коринфянам, гл.1). Истинно мудрые люди могут увидеть любовь Божью в пожертвовании Своего Сына, которого мы вспоминаем сегодня в хлебе и вине.

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефесянам 5:15,16).

Это парадоксально, но, глядя на многие приспособления вокруг нас, предназначенные для того, чтобы экономить наше время, мы обнаруживаем, что времени остается еще меньше. Жизнь настолько загружена и суетлива, огромное количество обязанностей возлагается на нас, однако, нужно всегда находить время для Бога и смотреть, как мы выглядим в Его глазах.

Мы не хотим быть глупцами, озабоченными только бесконечными проблемами этой жизни и не желающими вместить в нее Бога. Также мы не желаем выглядеть упрямыми просто потому, что не можем выполнять требования Божьи. И насколько трагичным будет, если мы уснем прямо перед приходом Жениха, устав бодрствовать и ждать.

Давайте будем наблюдать за собой, молиться и упражняться в божественной мудрости, чтобы дождаться возвращения нашего Господа и быть приглашенными Им разделить вечные блага Божьего Царства.

Арне Робертс (06.07.2003г.)

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.