Библейские проповеди
Милосердие и правда (Притчи 16)
6.04.2003

Притча – это популярное высказывание, содержащее некий смысл. В книге Притч содержится множество притч, написанных как Соломоном, так и другими авторами. Притчи записаны в простой двухстрочной форме, когда вторая строка повторяет мысль первой, но немного изменена ее структура. Истина, выраженная в первой строке, раскрывается во второй.

Вот один пример из сегодняшней главы: «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притчи 16:6). Когда Бог очищает нас и прощает наши грехи, Он всегда ожидает, что наша жизнь изменится и станет гораздо ближе к установленным Им стандартам. Параллель здесь такая: милосердие и правда приводят к прощению, а страх перед Богом приводит к более праведной жизни.

Ранее в этой книге мы читаем: «Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» (3:3,4). «Милость» в этих двух отрывках означает верность завету Божьему, то есть Божьим путям. «Истина» означает «уверенность» и «надежность». Эти две важные характеристики должны быть очень прочно вплетены в полотно нашей жизни, чтобы казалось, что они обматывают нашу шею. Мы не должны никуда идти без них. Мы всегда помним о них.

«Напиши их на скрижали сердца» – довольно трудный для понимания оборот речи. В Притчах, глава 7, мы читаем: «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» (ст.1-3). В те далекие времена назвать какой-то предмет зрачком глаза означало указание на его огромную важность и ценность.

Например, Израиль был очень дорог в глазах Бога, как мы читаем во Второзаконии 32:10. Так и нам заповедано держаться пути Божьего, как самого драгоценного для нас. Господь Иисус однажды сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанн 14:15). Мы должны испытывать удовольствие и наслаждение от соблюдения Его заповедей. Это совсем не тяжелая ноша, потому что мы любим Господа Иисуса и Его Отца. Они являются движущей силой всей нашей жизни. Я не имею в виду буквально, что Они, подобно насосу, помогают крови циркулировать в нашей организме, но являются смыслом нашей жизни. Именно это и означает слово «сердце» повсюду в Библии.

Итак, верность Богу и Его слову руководит всеми нашими действиями и поступками. Господь Иисус очень точно выражает это в следующих словах: «А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоанн 3:21).

Милость и истина были среди характеристик Самого Бога, когда Он провозгласил качества своего характера Моисею (Исход 34:6). Посмотрите, что следует за ними: «прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:7). Поэтому, когда Павел четко говорит: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Ефесянам 5:1), он увещевает нас последовать за Богом, перенимать все Его качества и развивать их в нашей жизни.

Авраам был очень ярким примером человека, который поверил и послушался Бога. В пророчестве Исаии, глава 41, мы читаем: «Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего» (ст.8). Иаков преподносит ту же мысль, но уже в контексте: «И исполнилось слово Писания: ‘веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим’» (2:23). Эти слова возвращают нас обратно к Бытию, главе 15, к обетованию о семени.

Старший из слуг Авраама был послан, чтобы найти жену Исааку. Он увидел ответ на свою молитву (Бытие 24:12-14) и помолился снова. «И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!» (Бытие 24:26,27).

Когда этот человек рассказывает Лавану о своей молитве, он добавляет: «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?» (Бытие 24:49). В еврейском эти два слова «милость и правда» – те же два слова «милость и истина». Таким образом, слуга настойчиво просит Лавана поступать подобным же образом, как Бог поступил по отношению к Аврааму.

Вот вам и пример того, каким образом мы должны проявлять к другим те же самые характеристики, какие Бог оказывает по отношению к нам. Есть и другие в списке, объявленном Моисею на горе (Исход 34:6,7).

Любезность, проявленная Богом по отношению к Моисею на горе, указывала вперед на прощение грехов и беззаконий, благодаря жертве «семени Авраама». Прощение возможно только лишь для тех, кто проявляет в своей жизни качества Господа Бога. Давайте рассмотрим еще несколько мест, где эти два слова встречаются вместе: «Милость и верность у благомыслящих» (Притчи 14:22); и «все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Псалом 24:10). В этом же Псалме мы читаем: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (ст.5).

В Псалме 39 содержатся слова, напрямую указывающие на Иисуса Христа: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою… Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» (ст.9-11). Затем он вопиет: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» (ст.12).

Уникальность и красота построения Притч состоит в том, что вторая часть высказывания проливает свет на первую. «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притчи 16:6). Выражение «страх Господень» мы встречаем множество раз в этой книге, особенно в ее начале. «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (1:7). Ранее мы уже цитировали следующие слова: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (3:7). Мы осознаем величие Живого Бога, призвавшего нас из тьмы к чудному свету. Он называет нас Своими сынами и дочерьми и показывает нам тот образ жизни, ведя который мы будем приняты в день пришествия нашего Господа.

Увещевание для нас совершенно ясно. Мы вторим словам псалмопевца: «А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего» (Псалом 68:14).

Вспоминая жертву нашего Господа Иисуса, мы вспоминаем Его верность, и в памяти всплывают события, приведшие к Его смерти и воскресению. Мы никогда не должны забывать жизнь Иисуса, которая была постоянной жертвой Отцу. Поразмышляйте над этими словами: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:15,16).

Сегодня у нас есть прекрасная возможность. Мудрость и любовь должны присутствовать в каждом нашем действии, чтобы показать Богу верность Его Слову. Давайте будем более решительными, сделаем милость и истину центром нашей жизни, как будто они записаны на скрижали нашего сердца.

Филипп Расселл (06.04.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.