Библейские проповеди
Иов
29.12.2002

Иов был честным и праведным человеком, боящимся Бога (Иов 1:1). Он регулярно обращался к Богу и приносил Ему жертвы. Сейчас мы бы сказали, что он был весьма религиозным человеком; однако его религия шла гораздо дальше, чем просто бездумное исполнение установленных обрядов, потому что он верил еще и сердцем.

Этот человек знал, что бояться Господа – это не просто искать, как бы услужить Богу и сделать приятное Ему, но прежде всего искать гармонии с божественным разумом. Не забывал он также приносить жертвы и за своих детей, на тот случай, если они неосознанно согрешили в своих мыслях.

Несмотря на то, что Иов был весьма богатым человеком, не из-за этих материальных благ он стал служить Богу. Книга Иова рассказывает нам, что даже когда Бог забрал обратно всё его состояние, Иов благословил имя Яхве. Когда всё это произошло, Иов испытывал глубочайшую безысходность, и его слова чрезвычайно трогательны. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Таким вот образом Иову предстояло испытать и бедность, которая раньше была совершенно чужда ему.

Опыт Иова содержит множество ценных уроков для нас. Независимо от того, богаты мы или бедны, Бог смотрит в сердце человека, а не на его внешность. Как сказал Иисус: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лука 12:15). Несмотря на то, богат человек или беден, любое положение приносит свои трудности. Богатый может и не сознавать нужд бедных, а бедные не понимают опасности и искушений, которым подвергаются богатые; однако в истории с Иовом – он познал обе стороны.

Проблемы, которые обрушились на Иова, были гораздо хуже, чем просто бедность. Он потерял семью и заболел сам. В 2:7 сказано, что всё его тело от подошв ног до макушки головы покрылось глубокими нарывами. Вы можете представить страдания, которые пережил этот несчастный человек? Однако даже в таком положении, претерпевая невероятную боль и страдания, Иов уважал Бога. Написано: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Иов является для нас замечательным примером терпимости пред лицом страданий, как Иаков написал в своем Послании: «Вы слышали о терпении Иова?» (5:11).

Когда друзья Иова пришли проведать его, они были настолько поражены увиденным, что не смогли сказать ни единого слова в продолжение семи дней и семи ночей. Довольно необычно, чтобы человек молчал в течение такого длительного времени, но они молчали. В этом содержится урок для нас. Иаков пишет: «Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело» (Иаков 3:6). Поистине, язык очень опасен, и мало кому удается приручить его. Это довольно печальный факт. Однако, если человек не обижает окружающих словами, у него есть все шансы обуздать всё тело. Польза от такого самоконтроля хорошо выражена Соломоном: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Екклесиаст 5:1).

Иов и его друзья, наконец, нарушили молчание. Начиная с третьей главы и по тридцать седьмую книга Иова содержит диалог Иова с его товарищами. Они удивлялись бедствиям Иова и размышляли о провидении Божьем, однако очевидно, что не всё ими сказанное было приятно услышать Богу. Ближе к концу книги (42:7), мы видим, что гнев Яхве воспламенился на трех друзей Иова. Отсюда стало ясно, что они говорили о Боге ложь. Эти новости отрезвили их всех. И нам следует очень серьезно относиться к тому, что мы думаем и что говорим.

В наших ежедневных чтениях мы прочитали слова Бога, обращенные к Иову, которые начинаются в главе 38 и продолжаются до конца книги. Начинается речь Бога с вызова. «Кто сей, омрачающий провидение словами без смысла?» – и подобные чувства пропитывают всё обращение Бога.

В этой речи мы обнаруживаем величественное описание силы Божьей, показанной при сотворении всего живого. Бог, положивший основания земли, упрекнул Иова. Это был Бог, который укрощает море, который сотворил свет и тьму, который поместил кладовые снега и вызвал дожди по всему лицу земли, когда на ней еще не было человека. Он покрывает инеем землю, распростер небеса и поместил звезды на своих местах, создал грозу. Именно Он дает воронам пищу, научил ястреба летать, а орлов – вить гнезда. Картина, изображенная здесь Богом, поистине грандиозна, окутана славой и великолепием. Правление Бога распростирается от глубин морских до самых высот неба.

Иов был просвещен. Бог управляет всем природным миром, но ни Иов, ни его друзья даже не упомянули об этом. Как это происходит с природой, так Бог управляет и духовным миром. Он сотворил человека по Своему образу и подобию, подчинил его Себе. Так же, как человек не может постичь Божьего контроля над природой, он не сможет понять и работы Божьей в духовном мире.

Псалмопевец описывает правление Бога: «Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» (Псалом 21:29). Даниил также говорит об этом следующими словами: «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»» (4:32). Эти слова прекрасно описывают положение человека пред Творцом. Пророк Исаия говорит более подробно о нашей неспособности понять Божественные пути. Он говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (55:8,9). Это был хороший урок для друзей Иова и его самого; позже он признал, что совершенно не понимал, о чем говорил.

Сила Божественного разума не ослабла с прошествием времени. Можем ли мы беречь свои уста и благоговеть пред Богом в нашей жизни, как это делал Иов? Независимо от того, бедные или богатые, мы все подвержены греху, болезням и неминуемой смерти. Но Слово Божье помогает нам правильно расставить приоритеты во время наших жизненных испытаний. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евреям 12:6). Таковы пути провидения; они хорошо описаны в следующем отрывке: «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притчи 5:21). Давайте подчинимся Господу, как это сделал Иов в те далекие времена; давайте не будем подвергать сомнению Божественный путь, если мы думаем, что уже постигли его в своей жизни.

Размышляя обо всем этом, мы в конце концов осознаем, какая огромная привилегия быть призванными к познанию истинного Бога и Иисуса Христа. Нам была открыта великая тайна, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам», – говорит пророк Амос (3:7). Иисус сказал Двенадцати: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанн 15:15). Мы находимся среди тех, кто уверовал по слову их, и в один прекрасный день в Царстве Божьем Его мудрость будет открыта нам.

Возможность оказаться в этом Царстве была предоставлена совершенной жизнью и жертвой Иисуса. Давайте сейчас вспомним цену, уплаченную за наше искупление.

Дэвид Блэклок (29.12.200г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.