Библейские проповеди
Пророк Амос: человек и его послание
24.11.2002

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Исаия 55:8).

Насколько же истинны эти слова! Пути нашего Бога – Его всеохватывающие суды и Его отношения с человеком – выше нашего понимания. Когда мы задумываемся о пророках, избранных Богом для доведения до народа Израильского Его посланий, мы встречаем людей, которых иногда считаем совершенно не подходящими для этой роли!

Нежелание Моисея взять на себя бремя вождя Израиля хорошо известно: «Кто я, чтобы мне идти к фараону?» (Исход 3:11). Иеремия тоже имел сомнения по отношению к себе перед той задачей, которую поставил перед ним Господь: «Я не умею говорить, ибо я еще молод» (1:6).

Другим примером является, несомненно, пророк Амос. Он был избран Богом для передачи послания, глубочайшего и сильного по своему содержанию, северному Израильскому царству, несмотря на тот факт, что он жил в Фекое, лежащей примерно в двенадцати милях южнее Иерусалима в Иудее.

Амос был одним из пастухов Фекойских (1:1). Это было необычным для человека, который должен был нести Слово Божие народу, и, тем не менее, он больше других подходил для этой роли. В точности как пастух заботится о нуждах и безопасности вверенного ему стада, чтобы принести пользу своему хозяину, так народ Израильский нуждался в заботе и водительстве, которые ему мог дать лишь один Бог. К сожалению, как мы знаем, народ отказался прислушаться к словам Божиим и принес совершенно ничтожные плоды в служении своему Богу. Амос, несомненно, подвергался издевкам со стороны своих слушателей – пастух из Фекои? Да чему он может научить нас, образованных и уважаемых людей? Мы знаем, что Иисус, наш Учитель, испытал точно такое же отношение, совершенно неоправданное и несправедливое, со стороны уже Своих слушателей: «Не плотник ли Он… и соблазнялись (в оригинале – разуверялись) в Нем» (От Марка 6:3).

Давайте же постараемся не попасть в эту же западню, проявляя интерес к тем, кого уважает этот мир, и отвергая тех, кого этот мир презирает. Всё их образование, власть и положение – совершенно ничтожны в глазах нашего Небесного Отца. Как говорит по этому поводу Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Коринфянам 1:26).

Пророк Амос – пророк осуждения. Как и у других пророков, Бог говорит, что Он будет судить Израиль за отсутствие реакции на Его призыв к покаянию:

Амос 1:2 «…Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима»;

Амос 3:8 «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется?»

Амос 4:12 «… приготовься к сретению Бога Твоего, Израиль».

Этот принцип истинен и в наши дни. Наш Бог, вне всякого сомнения, есть Бог любви, но в то же время Он – Бог справедливости и правосудия. Те, кто предпочел отвергнуть Его слова, заплатят соответствующую цену, ибо Он «будет праведно судить вселенную», когда Христос вернется на землю (Деяния 17:31). Сыны Израилевы знали истину и, тем не менее, оказались неспособными действовать соответственно своим знаниям. И, как это часто бывало, слова пророка были неприятны для слушателей, и его просили перестать пророчествовать или изгоняли из города (Амос 7:12,13).

А что можно сказать о духовном Израиле 2002 года? Мы тоже знаем истину; мы знаем, что наш Бог будет судить землю, ибо благословлены знакомством с Его словом. Мир вокруг нас пребывает в совершенной темноте, предпочитая верить и следовать своим собственным ложным пророкам, которые стараются предсказать будущее, но явно не в состоянии сделать это. Какое утешение в том, что мы знаем будущее земли? А мы знаем и верим пророчествам о возвращении нашего Господа и об установлении Им Своего Царства на земле. Как сказал Амос: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (3:7). Поэтому давайте поднимем головы и приготовимся к этому времени, отбросив всякие дела тьмы, являясь детьми света (Римлянам 13:12).

Хотя пророчество Амоса касалось северного Израильского царства, в нем имеются явные ссылки на жизнь и служение Господа Иисуса Христа: «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий» (2:6).

Наш Учитель, несомненно, читал эти строки и применял их к вождям народа Своего времени, которые утверждали, что они ни в чем не уступают своим отцам, но фактически были намного хуже их (Матфей 23:29-33). Иисус знал, что Иуда – вор, носивший при себе деньги учеников, предает его вождям за тридцать монет, как предсказано здесь у Амоса (см. также Захария 11:12).

Следующее сильное пророчество, касающееся нашего Учителя, мы находим в главе 7. Амосу было показано видение Господа, стоящего на стене с отвесом в руках, и пророк был спрошен о том, что он видит. Что ответил пророк? «…Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему» (7:8).

Пророк мог сказать, что он видит стену или даже стену с отвесом (груз, висящий на струне для проверки вертикальности строящегося здания). Но именно один отвес привлек его внимание: глубокий и безошибочный символ Сына Божьего, Который явит Собой

  • Божий метод спасения и искупления: с неба на землю, подобно отвесу, опускающемуся до земли;
  • Совершенно не подверженный влиянию окружающей среды, подобно отвесу, всегда прямому и верному в показаниях;
  • Метод суда над Израилем, как отвес используется для тестирования и коррекции вертикальности здания.

Имеются и другие интересные связи, касающиеся служения нашего Учителя. У Луки 13:10-17 Иисус учит народ в синагоге в субботний день. Среди собравшихся присутствовала женщина, «имевшая немощи»: восемнадцать лет она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус исцелил женщину и одновременно осудил так называемого «начальника синагоги», который обвинил Его в том, что не должно делать в субботу.

Несомненно, урок, содержащийся в этом чуде, такой, что все мы были подобны этой несчастной женщине – неспособными понять истинную сущность вещей, неспособными «выпрямиться». Однако через знакомство с Иисусом, мы смогли теперь овладевать сутью вещей небесных. Через крещение в Него мы стали сынами и дочерьми Бога. Иисус Христос – истинный отвес: прямой, святой, неоскверненный грехом, хотя и имевший нашу природу и искушенный во всем, подобно нам. Женщина, исцеленная Им в синагоге, стала равной Ему, ибо благодаря Ему буквально «выпрямилась и стала славить Бога». Разве не в этом состоит наше желание – быть подобными Ему в Его нынешнем состоянии, облеченными в бессмертие и находящимися рядом с Отцом? И на это у нас есть обетование: «Знаем… что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).

Приступая теперь к символам – хлебу и вину – давайте задумаемся об идеальном примере Христа в свете всего сказанного. Как строитель поправляет неровности, выявленные им с помощью отвеса, давайте стремиться исправлять недостатки, которые имеются у каждого из нас. Давайте заглянем внутрь себя и, принимая символы, примем решение стараться быть более похожими на Него, ибо в этом наш долг: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Коринфянам 11:28).

Джонатан Коуп (24.11.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.