Библейские проповеди
Две мудрости
13.10.2002

Мудрость Соломона

Мудрость Соломона вошла в поговорку, и, тем не менее, он не так уж и отличается от нас. В его жизни, как и в нашей, присутствовал конфликт между мудростью, имеющей своим основанием познание Бога, его собственной волей и мудростью мирской, которые заставили его сделать тягчайшие по своим последствиям ошибки на закате его жизни.

Мы читаем о просьбе Соломона даровать ему мудрость в сегодняшнем чтении 2-ой книги Паралипоменон 1:9,10. «Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание… ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?» Несомненно, Соломон просил о мудрости исполнять волю Божию, что стояло на основании знаний об обетованиях, данных Богом Давиду и заключенных с Авраамом. Это и есть истинная мудрость, которую Соломон неоднократно рекомендует нам приобретать в своих притчах. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!… Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные» (3:13,17; см. также 4:5-7).

Позднее, в книге Екклесиаста, он раздумывает о смысле жизни и напоминает еще об одном виде мудрости – мудрости мирской, которая в корне своей суетна, ибо являет собой жизнь без Бога. «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость (человеческую)… и узнал, что и это – томление духа» [В одной из английских версий – “погоня за ветром”] (1:17).

В своей жизни Соломон и явил эти два вида мудрости. Истинную мудрость, ведущую к жизни вечной, имеющую своим основанием волю Бога и веру в Его обетования, и мудрость мирскую, которая по сути своей совершенно пуста, ибо игнорирует Бога и ведет к смерти.

Мудрость мирская

В своем Послании коринфянам Павел также предупреждает нас о суетности человеческой мудрости: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор.3:18).

В нашей жизни мы также переживаем эти конфликтующие между собой влияния. Мы живем в обществе, погруженном в свою собственную мудрость. Оно зачастую не находит времени для Бога и рассматривает людей, которые серьезны в своей вере, просто глупцами. Тем не менее, подобно Соломону, мы знаем, что жизнь в подобном обществе не имеет никакого смысла. Она проходит, не оставляя следа.

С другой стороны, у нас есть Слово Божье. Здесь истинная мудрость, которая придает нашей жизни духовный смысл и значение. И к тому же она ведет нас к жизни вечной. «Ибо видимое временно, а невидимое вечно». Выбор между мирской мудростью, которая в глазах Бога есть безумие, и истинной мудростью, которая коренится в познании Бога и полагается на Него, остается за нами.

Мы должны заметить, что человеческая мудрость – вещь практичная. Это не просто глубокий ум, глубокое знание какого-либо предмета или хорошее образование, – в этом нет ничего плохого, но дело в том, что всё это используется или применяется без всякого расчета или допущения существования Бога. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога” (Пс.13:1). Все, кто поступает так, как будто Бога не существует, демонстрируют этим мудрость этого мира. И наоборот, истинная мудрость полагается всецело на Бога. Соломон осознавал это, когда писал: «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 9:10). Приобретение подобной мудрости не требует глубоких мыслительных процессов; не требует она и больших знаний или университетского образования. Но, скорее, это есть нечто, что каждый из нас может и должен иметь. И это вполне достижимо, о чем свидетельствуют примеры из Писания.

Истинная мудрость – знание слова Божьего

Израиль готовится войти в Обетованную землю, и Моисей напоминает народу: «Вот, я научил вас постановлениям и законам… Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор.4:5-7). Божьи постановления предполагались быть источником мудрости Израиля и его образом жизни. Народ должен был осознать свою особенность в виду подчинения и исполнения Божьих повелений, в результате чего Бог присутствовал бы среди них и благословлял их.

Урок для нас очевиден. Если Израиль черпал свою мудрость только через познание и подчинение заповедям Бога, то же относится и к нам. Вот почему так важно ежедневное чтение слова Божьего. Если будем делать это, наша жизнь явит истинную мудрость, и Бог будет также рядом с нами. Не удивительны поэтому слова Павла в его послании Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим.3:15).

Доверяя Господу

Израиль потерпел неудачу, забыв напутствие Моисея, и очень скоро не взирал на Бога, чтобы обрести мудрость. Ко времени пророка Иеремии они уже не полагались на Бога, поэтому пророк гневно бичует их и указывает на тщетность всего, что может предложить им мир. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (9:23,24).

Здесь предупреждение и для нас, ибо люди сегодня продолжают доверять тем же вещам: образованию, силе и богатству. Вот та мудрость, которая окружает нас, и мы должны всегда быть настороже и противиться ей. Это не означает, что обладать этими вещами плохо само по себе. Беда может придти оттого, что мы, подобно Израилю, начинаем доверять и полагаться на них. Мирская мудрость полностью полагается на свои собственные способности. Но истинная мудрость, которая понимает и знает Бога, находит удовольствие в моральных характеристиках, которые проявляются в Боге – это любовь, правосудие и праведность.

Наш третий пример, взятый из Иакова, показывает, что мудрость, как та, так и другая, может влиять на наш характер и, соответственно, вести к определенному образу жизни. Мирская мудрость, которая «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная», приводит только к зависти, к неустройству и ко всему худому (Иак.3:15,16). В то время как «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (ст.17). Вот практические результаты, проистекающие из истинной мудрости, которая стоит на «страхе Господнем».

Мудрость Божия в Иисусе

Когда мы преломляем хлеб, наш разум обращается к Иисусу и Его примеру. На протяжении всей Своей жизни Он явил истинную, духовную мудрость, подчиняясь и доверяя Богу вплоть до смерти на кресте. Именно здесь, у креста, мудрость этого мира встретилась лицом к лицу с мудростью Божьей. Она отвергла спасение Божие, прозвучавшее в словах Первосвященника: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50). Иисус, обладая истинной мудростью, провозгласил: «Не Моя воля, но Твоя да будет».

Но, более этого, Иисус в прямом смысле был той самой мудростью Божьей. Как писал Павел: «Мы проповедуем… для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:24). Сама сущность характера Бога, Его любовь, Его правосудие, Его праведность, Его спасительный план и цель для человечества – всё соединено в Его Сыне Иисусе Христе. Хотя и можно подумать, что мудрость этого мира одержала победу, повесив Христа на крест, в реальности победила мудрость Божья: через акт смерти Христовой было достигнуто наше спасение.

Не только Иисус, но и мудрость Божья должны стать нашими. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.1:30). Вспоминая Его, давайте воздадим славу Богу за то, что Иисус приобрел для нас то, чего никогда не могла бы дать нам мудрость человеческая – праведность, освящение и искупление.

Дэвид Свейн (13.10.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.