Библейские проповеди
Познавая Бога (Иеремия, гл.25)
4.08.2002

Книга пророка Иеремии – книга не для легкого чтения. И дело не в том, что сам язык представляет особую трудность. Проблема заключается в том, что главы книги не всегда следуют в хронологическом порядке.

Например, глава 21 изображает осаду Иерусалима в последние дни Седекии, одного из сыновей Иосии и последнего царя Иуды. Глава 22:18 возвращает нас обратно к раннему правлению Иоакима, еще одного из сыновей Иосии; а стих 24 повествует уже об Иехонии, сыне Иоакима, который царствовал всего три месяца перед Седекией. Глава 24 переносит нас обратно к Седекии; сегодняшняя 25 глава опять к Иоакиму; и глава 28 и далее к началу царствования Седекии опять!

Нам остается только строить догадки, почему так смешана хронология книги, и сейчас не время беспокоиться о причинах этого. Но трудность следования за сюжетом может запутать читателя, а вместе с мрачной картиной изображаемого и вообще может заставить его отложить чтение книги. И это может вызвать сожаление, потому что она проливает много света и дает многие уроки для современного читателя и стоит того, чтобы на нее обратили особое внимание. В нашей проповеди мы затронем один конкретный урок.

Иосия был одним из лучших царей Иуды. Он провел далеко идущие реформы и, казалось, увлек этим за собой народ, однако в 3:10 нам сообщается, что Иудея не обратилась всем сердцем к Богу, а только притворно. Было внешнее проявление покаяния и показного богослужения, но без всякой искренности и чистоты сердца. Затем, по смерти Иосии, когда на трон Иудеи египетским фараоном Нехао был возведен Иоаким, это лицемерие получило свое буйное развитие.

В главе 7, хотя и не имеющей конкретных временных указателей, но, по всей вероятности, относящейся к правлению Иоакима, Иеремия получает от Бога команду встать в воротах храма и призывать людей, идущих, по общему мнению, на поклонение Богу, исправить свои пути и деяния. Это был призыв к покаянию, ибо в своей повседневной жизни богатые угнетали пришельцев, сирот и вдов (ср. Втор.24:17-22), крали, лгали, совершали убийства и блудодействовали (ср. Втор.5:17,21). Они шли по легкому пути, соблюдая формальности своей религии, но оказались не в состоянии жить ее моральными принципами; принципами, отражавшими характер Бога, которого они исповедовали. Эти принципы были объявлены Моисеем в его видении славы Господней (Исх.34:6,7). Они неоднократно подчеркивались в псалмах и у пророков, и здесь у Иеремии сжато даны в стихах 9:23,24:

«…да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь». (Обратите внимание: «суд» означает здесь отправление справедливости, а не обязательно осуждение; ср. 10:24).

Это не просто суть интеллектуальные знания. Эти принципы должны находить проявление и в нашей повседневной жизни. Глава 22, адресованная, как показывает стих 18, Иоакиму, увещевает царя производить суд и правду, особенно в отношении «пришельца, сироты и вдовы» (ст.3). Стихи 13-17 делают урок совершенно ясным, сравнивая Иоакима с его отцом Иосией:

«Горе тому (Иоакиму) кто строит дом свой неправдою и горницы свои – беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром… Кто говорит: ‘построю себе дом обширный и горницы просторные’, – и прорубает себе окна и обшивает кедром и красит красною краскою» (Как это похоже на желание наших современников иметь большие, просторные, раскрашенные дома) …отец твой (Иосия) ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? Говорит Господь».

Выраженное простыми словами, это увещевание проходит красной нитью через писания всех пророков от Исаии до Малахии. Всё это было актуальным и во дни нашего Господа – «Пойдите, научитесь, что значит: ‘милости хочу, а не жертвы’» (Матф.9:13). «Горе вам… лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (23:23). И как необходимо это до сих пор в нашем материальном, эгоцентричном мире. Насколько легко исполнить формальности нашей веры вроде воскресной трапезы с хлебом и вином и, тем не менее, в повседневности жить врозь с характером Бога, Которого мы проповедуем и которому поклоняемся.

Познание о Боге – это не суть само знание о Нем, о том, каков Он есть теоретически. Мы можем познать Бога, только научившись отражать в своей жизни такие Его характеристики, как милосердие, сострадание, справедливость и праведность. Чтобы должным образом понять милосердие Божие, мы должны не только принимать его на себя, прощая свои собственные грехи, но должны практиковать это и в отношении тех, кто совершил нечто нехорошее по отношению к нам лично. Чтобы понять Его сострадание, мы должны сами явить акты доброты и щедрости по отношению к нуждающимся в них. Чтобы оценить Его справедливость, мы должны быть сами справедливее в отношениях с окружающими нас людьми.

Я думаю, это именно то, что Господь имел в виду у Иоанна 7:16,17 – отрывок, над которым я размышлял многие годы: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю».

Сам опыт исполнения воли Бога, как учил Иисус, покажет нам, что она имеет небесное происхождение, а не человеческое.

В своем первом послании Иоанн подчеркивает эту мысль в нескольких местах, особенно в главе 4:7,8: «…и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Через символы хлеба и вина нам напоминается о широте и глубине любви Божией в Иисусе Христе: как Отец отдал Сына, и как Сын предал Себя, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Но мы только тогда по-настоящему познаем, поймем и оценим любовь Божью и Его характер, когда научимся претворять её в нашей собственной жизни во взаимоотношениях с братьями и сестрами и другими людьми, особенно испытывающими глубокую нужду в ней.

Тони Фитжеральд (04.08.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.