Библейские проповеди
Иосиф (Бытие, гл.44,45)
27.01.2002

Вступление

Дорогие братья и сестры, сегодня мы обратим наше внимание на книгу Бытие, главы 44 и 45. В ней мы встречаем Иосифа, который является одним из величайших библейских персонажей, и мы можем многому научиться у него.

Ранние годы

Иосиф был долгожданным сыном Рахили и был храним отцом как зеница ока. В семье Иакова уже и так были натянутые отношения, и его нескрываемая любовь к Иосифу нисколько не способствовала улучшению семейных отношений, а скорее наоборот.

Рувим, первенец Иакова, обесчестил себя и поэтому был лишен прав первородного сына. Несомненно, Симеон, второй сын, рассчитывал, что все права перейдут к нему, но вместо этого они были даны Иосифу и этим возбудило сильное негодование братьев против него.

Неосторожность Иосифа при пересказе своих снов только усугубило и до того сложные отношения в семье, даже притом, что он получил их, как Божии послания и поэтому рассказал их с полной невинностью, не высказывая при этом никаких претензий. Он никогда не забыл этих снов, и в течение долгих нелегких лет пребывания в Египте, уверенность, что однажды он вновь увидит свою семью, служила ему сильной поддержкой. «Вера же есть осуществление ожидаемого…». Вера Иосифа была сильна и надежда никогда не оставляла его.

Братья отправились пасти овец в Сихем (может, они надеялись отыскать сокровища, зарытые их отцом под дубом, Бытие 35:4) и когда издали увидели Иосифа, их ярости не было предела. Увидев вдали торговый караван, Иуда предложил план, который избавил бы их от запятнания своих рук кровью брата и в то же время принес бы им некий доход. «Пойдем, – сказал он, – продадим его Измаильтянам».

Все мольбы Иосифа о милосердии не доходили до их ушей, но муки его души навсегда запали в память его братьев и мучили их совесть многие года. За неправые дела всегда придется платить определенную цену.

Иосифа передали в чужие руки, скованного привязали к одному из верблюдов и увели прочь.

В доме Потифара

Поведение Иосифа в плену есть хороший пример и несет с собой многие увещевания и для нас. Человек, оказавшийся в подобном положении, был бы снедаем изнутри лютым негодованием, что соответственно сказалось бы и на его поведении; ведь всё было так несправедливо. Но отношение Иосифа было совершенно другим: ‘Ну что же, такова ситуация; я буду вести себя лучшим образом в самом худшем положении и буду служить настолько порядочно, насколько способен’. Так он и делал.

«И был Господь с Иосифом». Мы встречаем это заявление дважды в 39 главе, но обратите внимание, насколько честно относился Иосиф к своим обязанностям. Господь не возвратил его назад домой, но облегчил его положение, насколько это было возможным в тех условиях. Даже в тюрьме Иосиф оставался тем же самым, и снова Господь не оставлял его.

Виночерпий и хлебодар царя оба увидели странные сны. «Не от Бога ли истолкования?», – сказал им Иосиф. Какая удивительная вера! В это время любой шанс, что его собственные сны найдут когда-либо своё исполнение, и он снова увидит отца, казался бы совершенно нереален. Но исполнение снов виночерпия и хлебодара в точности как их интерпретировал Иосиф, несомненно, укрепили его уверенность и надежду. «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится». Мы имеем прекрасную иллюстрацию этим словам на примере Иосифа; он продемонстрировал свою веру, и Господь поддерживал ее в нем и дальше.

Жизнь была сурова. Мучительные раздумья, выстраданные Иосифом, оставлены нашему воображению, но страдания физические упомянуты в Псалме 104:18,19: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его… слово Господне испытало его». Здесь еще одно увещевание. Казалось почти, что Господь испытывал его до пределов возможного: ‘Из какого вещества ты сделан, Иосиф?’ И вера Иосифа оказалась равной испытанию. Такие качества его характера как терпение, выносливость и глубокая вера выдержали испытание и только еще более усилились; они никогда бы не проявили себя, если бы Иосиф жил спокойной, мирной жизнью под крышей и бдительным оком любящего отца. Тринадцать лет прошло, прежде чем Бог обратил на него внимание и поставил его перед фараоном, и еще другие 8-9 лет прошли, прежде чем он увидел свою семью.

Иосиф соединяется со своей семьей

История Иосифа четко поделена на три части, вытекающие из двух его снов; за всеми ими, несомненно, стоял Бог. Очевидно, что Иосиф обладал хорошими административными способностями (управление домом Потифара, в тюрьме, и затем над всем Египтом), и эти способность сыграли не последнюю роль в его возвышении. Обстоятельства, заставившие братьев Иосифа прийти в Египет, хорошо известны всем, и сердце его должно быть испытало немалую боль, когда он увидел их. Соблазн открыть себя немедленно и совершить жестокую месть был отвергнут, как и желание послать скорее людей за отцом. Иосиф был человеком выдержанным и терпеливым, к тому же он хотел узнать, что лежит в сердцах его братьев; поэтому он предпочел выжидание.

После длительных приготовлений устроено было действие, посредством которого Иосиф испытал совесть своих братьев. Братья были поставлены перед мучительным выбором: Вениамин должен был остаться в руках начальника той земли, а сами они были свободны возвратиться домой. Эти же люди двадцать лет назад ушли бы с радостью, одновременно избавившись от отцовского любимчика, ненавистного ими второго сына Рахили. Отец, конечно, скорбел бы некоторое время, но пережил бы и это. Но в этот раз именно Иуда (тот самый, который предложил продать Иосифа в рабство) вышел вперед и стал умолять Иосифа отпустить младшего брата. Он рассказал ему, как отец не хотел отпускать с ними Вениамина и что вряд ли переживет его потерю. Слова Иуды достигли своего апогея, когда он заявил: «Пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего…». Этого было достаточно; здесь были и угрызения совести и раскаяние, была забота об отце и желание пожертвовать собой. Поэтому теперь желание Иосифа простить братьев стало абсолютным.

Уроки для нас

Терпение. Посещают ли нас сомнения в пришествии Иисуса и мысли о том, придет ли Он когда-нибудь вообще как обещал? Иосиф мог бы так рассуждать о своих снах. В чем причина задержки? Именно злой раб из притчи Иисуса сказал: «Не скоро придет господин мой». Верный же раб, наподобие Иосифа, будет служить своим товарищам и будет найден за этим занятием, когда его господин придет.

Выносливость. Может показаться таким бессмысленным и жестоким, что сделал Иосиф, чтобы заслужить такое обращение и страдания? Действительно ли был с ним Господь? Не похоже на то, когда он был продан на аукционе рабов в Египте. Но он вынес всё и возлагал свою надежду на Бога.

Верное поведение. За что бы он ни брался, Иосиф всегда делал всё наилучшим образом. Павел советует братьям, находящимся в рабстве, поступать таким же образом, верно служа даже плохим хозяевам.

Вера. Именно вера сохранила живой надежду в сердце Иосифа, и это поддержало его в труднейшие моменты его жизни.

Образ Иисуса

Мы живем в «языческом Египте», и Иисус, подобно Иосифу, ушел от нас вперед, чтобы спасти наши жизни. Он – искупитель своей семьи. Символы перед нами говорят о перенесенных Им страданиях и напоминают нам о Его воскресении и обетовании вернуться вновь, чтобы забрать нас к Себе.

Дэвид Бадден (27.01.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.