Библейские проповеди
Иона – пророк спасения
2.12.2001

Мы все хорошо знакомы с уникальными событиями в жизни Ионы, пророка, избранного Богом к проповеди против Ниневии. Размышления над некоторыми деталями и значением событий, в которые был вовлечен этот великий пророк, дадут нам основу для наших самостоятельных исследований.

Призвание на проповедь пришло к Ионе от Самого Господа: «Встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем» (1:2).

Касаясь истории, Израиль уже проживал в Земле Обетованной, и Ассирия и Ниневия превратились в его грозных врагов, взимая с него большую дань. Это были сильные и жестокие враги, и Иона не сомневался, какой угрозе подвергал себя, идя туда на проповедь. Господь объяснил ему причину его призвания: «Ибо злодеяния его дошли до Меня» (1:2).

Возможно, для некоторых будет совершенно неожиданно узнать, что Бог видит всё, что делается людьми в мире. А это, в свою очередь, ведет нас к осознанию, насколько глубоко видит нас Господь, зная самые интимные наши мысли и желания сердца. Часто Господь предупреждает народы о нависшей над ними катастрофе в согласии со следующим, общим для всех принципом:

«Ибо Я не хочу смерти умирающего, – говорит Господь Бог, – но обратитесь и живите!» (Иезекииль 18:32).

Хотя Всемогущий видит и раздражен злодеяниями людскими, Он в то же время всегда ищет людей, готовых покаяться и которых Он может спасти. Этот великий принцип Господа как Спасителя нашел свое выражение в нашем искуплении в Иисусе. А мы в свою очередь свидетельствуем ли окружающим нас людям о спасительном характере Господа? Здесь, в самом деле, есть над чем подумать.

Стараться спасти других задача не легкая. Довольно часто мы не раскрываем рта, когда предоставляется удобная возможность. Многие вещи сдерживают нас. Никто из нас не хочет быть ненавидимым, казаться ненормальным в глазах окружающих или быть в меньшинстве. По большому счету мир ненавидит свет и ненавидит тех, кто его несет, о чем свидетельствовал и Иисус. Мы, тем не менее, на наших собраниях воспоминаем того, кто был готов быть ненавидимым и за это принять смерть, и всё для того, чтобы возвестить о надежде спасения.

Иона, определенно, не хотел идти на проповедь. Что-то останавливало его от выполнения повеления Божьего. Он вполне сознательно бежал в Фарсис, лежащий в западном направлении, в то время как Ниневия находилась примерно в 500 милях к северо-востоку от него.

Какие мысли могли возникнуть в голове у Ионы?

С его личной точки зрения он размышлял: «А как посмотрят на это дело мои земляки, если я прибуду в этот город и буду проповедовать нашим врагам, неся им проповедь-предупреждение?» Но, поднимаясь над этим, Иона, вероятно, чувствовал, что Ниневия, являясь жестокой и агрессивной нацией, только усилится благодаря его проповеди и затем с обновленными силами нападет на Израиль. Отсюда его сильное и принципиальное решение восстать против повеления Господа основывалось на том (как он сам мог возразить), что он в конце концов желает спасти собственный народ Божий.

Решение руководствоваться своими собственными принципами привело к тому, что ему пришлось пережить ужасный шторм, убегая от Бога. В результате Иона произнес следующее: «Возьмите меня и бросьте в море» (1:12). Что и было сделано.

Представьте Иону, испытывающего глубокий шок от погружения в пучину и задыхающегося от недостатка кислорода для дыхания. Опытные ныряльщики в поисках жемчуга могут научиться задерживать дыхание на целых пять минут. Для нормального человека этот лимит колеблется между двумя или тремя минутами в самом лучшем случае.

Писание показывает нам отрывочные мысли, возникающие в сознании Ионы в этот критический момент. «Потоки окружили меня… и волны Твои проходили надо мною» (2:4); «однако я опять увижу святый храм Твой» (2:5); «морскою травою обвита голова моя» (2:6); «молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» (2:8). Мы назвали бы это сейчас бредом утопающего, человека теряющего сознание от недостатка кислорода.

И вот в последний момент Иона чудесным образом обнаруживает себя во чреве огромной рыбины, где может сделать несколько глотков воздуха. И тут же следует благодарность Господу: «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню. У Господа спасение!» (2:10).

Мы можем только предполагать, что происходило в течение трех суток, проведенных Ионой во чреве кита, но после этого изумительного опыта он вновь обнаружил себя на твердой земле. С таким невероятным опытом за плечами Иона на этот раз внял призыву Господа, отбросив все свои колебания, и отправился в город. Он не уклонился и не смягчил послание (хороший пример для нас): «Еще сорок дней, – и Ниневия будет разрушена» (3:4).

Нам сообщается не слишком много деталей его проповеди, за исключением захватывающего результата: «И поверили Ниневитяне» (3:5).

Начиная от царя и его вельмож, было возвещено о великой скорби и о покрытии себя вретищем и пеплом в знак искреннего покаяния. Царь и народ признали ошибки своей прежней жизни, отсюда последовал указ, «чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (3:8).

Это, несомненно, был замечательный опыт для Ионы. Где и когда он еще видел или слышал о такой реакции на Слово Божие, даже среди своего собственного народа? Несомненно, спасительный принцип Господа предоставил удобный случай для некоторых честных сердец быть включенными в Его спасительный план.

Это напоминает нам, что сегодня каждый из нас имеет ту же возможность, из которой мы можем извлечь пользу полагаясь на тот же спасительный принцип, который мы видим у нашего Небесного Отца. Мы правильно сделаем, если задумаемся над образом нашей жизни и постараемся признать предыдущие ошибки перед глазами Отца, как это сделали жители Ниневии. Мы не знаем, насколько долго продлится этот благоприятный момент.

Мы обдумываем, как стало возможным, что такой великий город так быстро услышал призыв и покаялся? Был ли еще некий фактор кроме слов Божьих? Был ли Иона весь белый после своего пребывания во чреве кита, как предполагают некоторые, и тем самым смог привлечь к себе всеобщее внимание. Мы ни в чем не можем быть уверены. Но невероятное покаяние определенно имело место.

В нормальных условиях такой исход вполне вероятно и закончил бы эту историю. Но как мы знаем, и к нашему удивлению, это был не тот случай: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (4:1).

Его главный аргумент против Бога состоял в том, что зачем тогда стоило и проповедовать, если не последовало никакого наказания. Находясь вне города и ожидая, что с ним произойдет, Иона испытал истинное разочарование. И до такой степени, что воскликнул: «И ныне, Господь, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (4:3).

Иона сделал палатку и сидел, глядя на город. Ночью Господь произрастил растение, возможно, пальмовое дерево, с большими ветвями, закрывавшими палатку от дневного зноя. Иона был рад такому развитию вещей. Но на следующий день Господь устроил так, что червь подточил дерево, и оно засохло, что привело Иону в состояние глубокой меланхолии.

Бог заговорил с Ионой. «Ты так расстроен исчезновением укрытия, которое ты пощадил, потому что посчитал его полезным для себя. Однако ты ничего не сделал, чтобы оно появилось. Растение выросло и исчезло за одни сутки. Разве не должно было Мне пощадить Ниневитян, которые все – творение рук Моих на протяжении веков? Они могут быть полезны для Меня, если покаются. И некоторые из них действительно сделают это и будут спасены согласно небесному принципу спасения. Разве Я не должен был предоставить им эту возможность?

Нам не сказано, согласился ли Иона с всеохватывающим принципом Божьего спасения, отрешившись своего узкого подхода, охватывающего только его собственный народ – Израиль. Мы не знаем, видел ли он позднее упрямство своего собственного народа в покаянии и имел ли возможность сравнить искренний ответ на призыв Божий языческих народов этих времен.

Тем не менее, мы можем радоваться, что получили спасение; что являемся теми, до которых дошел призыв Господа – спасти, как евреев, так и язычников. Через Иисуса, которого мы вспоминаем сейчас, дверь спасения всё еще остается открытой для желающих войти в нее.

Филипп Уайт (2.12.2001г.)

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.