Библейские проповеди
Наполняя наши руки
7.10.2001

Иерусалим и окружающие поселения были заполнены приезжими по причине приближения праздника Пасхи. Толчея и суматоха, разговоры в народе были характерной чертой этого времени года. Праздник должен был вот-вот начаться, и приготовления к нему шли полным ходом.

По еврейскому обычаю в доме не должно быть ничего квасного, и очищение дома напоминало увлекательную игру, когда дети искали по комнатам небольшие кусочки дрожжей, спрятанных родителями. По дороге в Иерусалим по обеим сторонам можно было видеть свежевыбеленные гробницы, и путник не мог заблудиться в пути. Помимо всех прочих дел, при приготовлении к празднику очень важным было поминание прошлых поколений, живших во времена освобождения из Египетского плена и первого празднования Пасхи. А могло ли случиться так, что и в этот день народ мог быть освобожден от власти Рима… и евреи снова увидели бы могучую руку Божью?

Собирание урожая тоже было не за горами. После празднования Пасхи первородное от земли должно быть посвящено Господу вместе с приношением агнца, вином и маслом; только после этого мог происходить сбор ячменя, и торговля начинала набирать обороты.

Каждому еврею, живущему в радиусе 15 миль от города, было необходимо вкушать Пасху в Иерусалиме. Однако и все остальные стремились встретить этот великий праздник в столице, поэтому число собравшихся людей было весьма велико.

Традиции и обычаи гласили о том, что жильё для странников, приходивших для празднования Пасхи, должно предоставляться бесплатно. Когда гость входил в дом, либо во время приема пищи с хозяином, он помазывался несколькими каплями духов. Если дом посещал важный гость, то в этом случае тарелка, использованная им, разбивалась после вкушения пищи, чтобы ей уже никогда не смог воспользоваться кто-либо другой.

Когда мы подходим к Евангелию от Марка, главе 14, мы находим Иисуса в компании Его друзей, находившихся в доме Симона и вкушающих пищу вместе. В контексте этой главы находится рассказ Иисуса (гл.13) о наступающем вскоре времени, когда все ученики будут подвергнуты испытанию (стихи 9 и 13), и им предстоит смотреть за собой и молиться, чтобы устоять.

В самый разгар их беседы и трапезы одна женщина (Иоанн сообщает нам, что это Мария) принесла немного миро для помазания. Она вылила его на голову Иисуса; и это было не просто несколько капель весьма драгоценного состава, но всё содержимое сосуда. Выражение «разбив сосуд», вероятно, означает «сломать опечатку», и далее стих сообщает нам о том, что она вылила всё до последней капли… ничего не осталось. Ее руки должны были источать приятный аромат.

Следующие несколько стихов довольно печальны. Некто высказал своё возмущение по поводу такой траты. «К чему сия трата?» или, как описывает Матфей: «К чему такая трата?» Деньги, которые можно было выручить за миро, составляли годовую (!) плату рабочего. Я хочу, чтобы вы попытались представить себе, сколько в данный момент составляет средняя зарплата за год. Вероятно, когда вы представите себе эту цифру, вы сможете оценить соделанное Марией. По всей вероятности, сосуд с миром был самым ценным, что она имела; его содержимое составляло всё состояние, накопленное ею.

Что бы это ни было, она отдала всё для помазания своего Господа и ничего не оставила для себя от этой великой жертвы. А что посвящаем Господу мы? Что мы преподносим Ему на еженедельном служении? Или нас можно причислить к той группе возмущенных, сидевших поодаль (стих 5)?

Слово «негодовать» или «возмущаться» несет в себе негативный смысл. В Писаниях мы часто можем встретить людей, которые роптали и жаловались на обстоятельства, в которых находились. Дети Израилевы роптали на Моисея (Числа 14:2); фарисеи роптали на учеников (Лука 5:30); а здесь мы видим и самих учеников, ропщущих на Господа! Какой эффект это произвело на собравшихся тогда в Вифании или производит в наши дни, если не разрушительный и негативный?

Иисус спросил: «Что её смущаете?» Это слово означает «причиняете страдания, утомляете, изнуряете». Это, несомненно, было результатом их негодования. А за это величайшее проявление веры ей причинили страдания те, кто должен был наоборот поддержать её, разделить общение. Иисус к тому времени уже пообещал покой всем душам, пришедшим в поисках утешения к Нему (Матфей 11:28-30). И всё написанное здесь предназначено для нашего поучения, ибо мы должны «складывать их в своем сердце». «Она доброе дело сделала для Меня», – продолжил Иисус. Слово, переведенное в нашей Библии как «сделала», подразумевает «сделать усилие», «совершить тяжелую работу» и даже «принести жертву». «Она сделала, что могла» (стих 8) – одно из заявлений, сделанных ей. Сможет ли Иисус сказать это и мне? В Евангелии от Матфея 5:16 сказано, что наши добрые дела (хорошие поступки) должны прославлять Бога.

В греческом есть два слова, означающие «добро»: Агатос – означает правильные поступки в нравственном отношении; и Каиос – означает просто хорошие дела. Поступающий «каиос» делает добрые дела, он не экономит, не сберегает, не жалеет свои силы и возможности. Он не задумывается о цене, спрашивая: «Что я должен делать или дать?», но вместо этого говорит: «Я сделаю и отдам всё!» В практическом смысле это может означать, что мы не должны задерживать с ответом на письмо, затягивать посещение нуждающегося в поддержке брата или сестры, или просто откладывать телефонный звонок, посвящение свободного времени Ему – всё то, что мы можем сделать для Господа. Наше подаяние Господу должно отражать такую же расточительность.

«Ибо нищих всегда имеете с собой», – сказал Иисус (стих 7). Он заставил ворчунов обратиться к Закону. «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Второзаконие 15:11). Обратите внимание на личную ответственность каждого давать не просто бедным и нищим, но «бедному твоему и нищему твоему».

Мария, возливая миро, отверзла руку свою для брата и ничего не сохранила для себя. И вместе с тем, она помазала Иисуса, приготовив Его тело к погребению.

Помазание было также связано со священством Иисуса. Исход 29 описывает посвящение Аарона и его сынов. Они были избраны Богом для этой роли, как и Моисей в своё время; и были им назначены священниками. Они подошли к входу в скинию (стих 4) и омыты, облечены в священнические одежды (стих 5) и помазаны (стих 7). Затем, через семь дней (стих 35), были посвящены (стих 9) после приношения овна, лепёшек, масла и вина Богу (стих 38-42). Слово «посвящать» буквально означает «наполнять руки». Как можно соотнести это с посвящением священников на служение Богу? Если руки священников полны, то они уже не могли быть заняты другой работой и таким образом нерадеть о работе для Господа. Мария наполнила свои руки миром и помазала Господа. Весь дом был наполнен ароматом состава, и её доброе дело не могло остаться незамеченным.

Нам известно из Евангелия от Марка 14:1,2, что празднование Пасхи должно было начаться через два дня; после чего отмечался праздник первых плодов. И в это время руки священника были наполнены жертвами, приносимыми пред Господа. Левит 23:10 говорит о том, что дети приносили первые плоды земли к священнику, чтобы тот представил их пред Господа. Стихи 12,13 говорят о том, что приношение первых плодов сопровождалось приношением агнца без порока, хлеба, масла и вина. Людские руки были широко распростерты во время этого служения, как и руки нашего Господа на кресте. Подобно Моисею, наш Первосвященник находится у входа в скинию, как наш посредник, чтобы полагать Свои руки на нас, приводить к жилищу Бога, чтобы и нам стать священством святым (1 Петра 2:4,5). Пётр продолжает в стихе 9, описывая нас, как род избранный; царственное священство; народ святой; людей, взятых в удел, которые должны проявлять Бога в своей жизни. Давид, когда разговаривал с народом об их делах и доме Божьем, спрашивал: «…не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?» Его призыв обращен и к нам в равной степени.

Мария принесла сосуд, наполненный её приношением, и отдала всё; «она сделала, что могла». У нас также есть возможность приносить и предлагать, жертвовать и отдавать, возливать и наполнять наши руки. Руки Иисуса были наполнены делами Отца, чтобы мы могли быть приведены к Богу. На Его руках есть отметины, которые показывают совершённое Им для нас.

В самом конце Евангелия от Луки описано последнее, что сделал Иисус перед Своим вознесением. С начала своего служения Он питал учеников, утешал их, отверзал их разум к пониманию и воодушевлял их проповедовать всем народам. Но затем «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» (Лука 24:50).

И сейчас, когда мы приступаем к символам, хлебу и вину; части жертв, приносимых священником по Закону, – давайте и мы вознесем наши руки, воздавая хвалу и благодарность нашему Богу за Его милость и благодать в Иисусе Христе, Господе нашем.

Стив Эллис (7.10.2001г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.