Библейские проповеди
Первые принципы мудрости: милость и истина
25.03.2001

Чтение: Притчи 3

“Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего” (Притчи 3:3).

Наше ежедневное чтение приводит нас сегодня к третьей главе книги Притч. Мы открываем эту книгу с большим желанием научиться мудрости: “Притчи Соломона… чтобы познать мудрость и наставления, понять научения разума” (1:1).

Первые две главы уже оказали свое благоприятное воздействие через благословения, которыми насыщен трудно поддающийся определению термин “мудрость”.

“Благоразумие… смышленость… венок для головы твоей… слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла” (гл.1).

“Сын мой! Если ты примешь слова мои… если будешь взывать к разуму, если будешь отыскивать его как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге… Он щит для ходящих непорочно… знание будет приятно душе твоей… спасет тебя от жены другого… праведные будут жить на земле” (гл.2).

Получив стимул через обещание таких наград, мы с большим энтузиазмом приступаем к чтению третьей главы. Только начиная с нее, мы получаем конкретные заповеди, и интересно увидеть, что является Божественная мудрость первым:

“Сын мой… милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижалях сердца твоего” (3:3).

Милость и истина поставлены на первое место в небесном учении и тоже в жизни повседневной. Нам обещаны благословения как в этой жизни, так и в жизни грядущей, если мы будем заботиться о приобретении этих качеств; и поэтому будет полезно поразмышлять о них, глядя на символы – хлеб и вино – перед нами. Наш Господь Иисус Христос и здесь служит нам примером. Он был “полон благодати и истины” – и думая об этом мы становимся ближе к Нему и нашему Небесному Отцу.

Эти два слова – милость и истина – содержат глубокие идеи и понимание их расширяет наше познание по мере того, когда мы встречаемся с ними в Писании и сравниваем из значение в различных переводах.

“Вот… велика милость Твоя… что спас жизнь мою” (Бытие 19:19).

Это самое первое употребление еврейского слова “хесед”. Этими словами можно передать и то отношение, которое должно быть у нас, прежде чем мы обратимся к хлебу и вину. Бог оказал нам милость, проявив заботу о нашем спасении через Иисуса Христа нашего Господа, и ценя это, мы в ответ должны оказывать милость людям вокруг нас. Когда мы чувствуем себя угнетенными или подавленными, мы так нуждаемся в сочувствии и добром отношении и благодарны тем, кто оказывает их нам. Мы нуждаемся в любви и Бог действительно любит нас.

“Радость человеку – благотворительность его” (Притчи 19:22).

Душевная доброта лечит, утешает, воспитывает нас. Все хотят любить и быть любимыми. Поэтому мудрый ученик проявляет любовь и заботу о других. Это не просто милость как “путь приятный”, но мудрость, которая в конце концов сделает жизнь лучше, добрее и безопаснее.

Мудрый человек часто обращает внимание на мелкие детали, о которых большинство из нас просто забывает в суете этой жизни. ‘Мудрость’ часто знает как вести себя в любой конкретной ситуации. ‘Она’ видит детали, которые могут оказать решающее значение в том или ином случае. ‘Она’ идет с человеком “два поприща”. ‘Она’ знает, что имеет значение не просто то, что мы делаем, но как мы делаем. Все поступки ‘мудрости’ пронизаны милостью и добротой.

Чашка чая, кружка холодной воды, небольшая услуга, которая так много значит – всё говорит о скромной, но в то же время сильной личности. И это есть первое поучение в мудрости по книге Притч. Как же отличен от этого наш мир! Мы можем напрасно потратить целый день, ища в газетах какое-либо упоминание о важности милости. Власть, политика, преступления – вот их основное содержание, и с милостью они не имеют ничего общего. Но она действительно важна в наших повседневных отношениях – забота со стороны других так приятна, так нужна и всегда помогает.

Но мы не должны забывать и о другом аспекте мудрости – об истине. Возможно это слово не несет в себе идеи личностного качества. Некоторые переводы дают этому слову значение стойкости, верности. Один из первых случаев употребления этого слова иллюстрирует отношение, которое должно быть и у нас.

“Благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостию Своею и истиною Своею” (Бытие 24:27).

Надежность, порядочность, постоянство, честность – всё это входит в содержание еврейского слова “емет”. Преданность истине во всех ее формах – самый мудрый путь. Честность – лучшая политика.

“Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение” (Притчи 12:19).

Мы часто можем встретить в газетах информацию о нечестности того или иного политика. Может это не всегда соответствует истине, но сам факт довольно многозначителен. Даже в наши дни честность и порядочность партнера решают многое. Что-то похожее мы встречаем и у Иакова:

“Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею… но да будет у вас “да, да” и “нет, нет”, дабы вам не подпасть осуждению”.

“Прежде всего” мы должны говорить, что мы имеем в виду, и поступать так, как говорим. В применении клятвы для поддержки истинности того, что мы говорим, нет необходимости; это только наоборот подразумевает, что мы неискренни! Бог Истины дает нам понять, что честность, верность, порядочность, заложенные в характере человека, наиболее важные принципы мудрости. Нет свидетеля более верного, чем Господь Бог, который в третьей главе книги Притч выводит перед нами важнейшие элементы мудрости – милость и истину.

Более того, эти идеи-близнецы выведены вместе в ряде других мест, которые особенно интересны тем, что мы иногда выделяем только одно из этих качеств в ущерб другому. Иногда, к примеру, заявляется, что доктрины не так важны, по сравнению с истинной любовью; соответственно другие могут следовать неким теоретическим принципам, не думая о проблемах и нуждах реальных людей.

Неверны оба этих подхода. У Бога мы видим следующее:

“Милость и истина встретятся” (Псалом 84:11);

“Все пути Господни – милость и истина…” (Псалом 24:10);

“Но Ты, Господи… многомилостивый и истинный” (Псалом 85:15);

“Милость и истина охраняют царя…” (Притчи 20:28).

Этим практическим принципам должно следовать в повседневной жизни. А в следующей цитате использованы те же самые еврейские слова, но переведены по-другому:

“Милосердием и правдою очищается грех” (Притчи 16:6).

Последняя цитата подводит нас к символам и идеальным качествам Того, Кто умер ради нашего спасения. Давайте же стремиться приобрести и воспитывать в себе качества, которыми в избытке обладал наш Господь Иисус Христос.

Брат Майкл Браун (25.03.2001г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.