Библейские проповеди
“Утешайте друг друга”
3.09.2000

Прожив полтора года в Коринфе, апостол Павел перебрался в Ефес, однако связь с церковью в Коринфе, которую он сам основал, не прервал. Церковь в Коринфе имела пестрый состав: здесь были и евреи и греки и римляне, богатые и бедные, образованные и неграмотные, свободные и рабы, то есть представители всех социальных слоев.

Из письма, полученного Павлом от домашних Хлоиных, ему стало известно, что не всё в церкви благополучно. В ней образовались враждующий друг с другом группы, каждая из которых выступала под знаменем какого-либо из апостолов (1 Коринфянам 1:12). Обеспокоенный апостол быстро ответил на это письмо, давая наряду с указанным вопросом и наставления, касающиеся аморального поведения, пьянства и прочего недостойного верующих. Это письмо (5:9) не сохранилось.

Поэтому наше Послание (1 Коринфянам) фактически является вторым посланием апостола коринфской церкви.

Похоже, апостол получил еще одно письмо из Коринфа, из которого становилось ясно, что существующие проблемы не разрешены. “От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами…” (2 Коринфянам 2:1-4). Комментаторы окрестили второе послание коринфянам ‘суровым посланием’. В нем Павел резко осуждает их поведение, как недостойное имени Иисуса Христа, в которое они крестились.

Таким образом, это ‘суровое послание’ было уже третьим письмом Павла коринфской церкви. Покаются они или нет? Вот что волновало апостола.

Это приводит нас ко второму Посланию, которое является четвертым письмом Павла, написанным им из Ефеса и переданным через Тита. В нем он выражает большое облегчение, что Тит, передав это суровое послание, вернулся с добрыми известиями о том, что братья и сестры правильно отреагировали на критику и увещевания апостола и стали церковью, достойной носить имя Иисуса Христа.

Это второе Послание, следовательно, является радостным посланием, в котором Павел выражает свою радость по поводу преодоления разногласий, хотя бы на данное время, вызвавших раскол и беспокойство в церкви.

Ключевое слово второго Послания – “утешение”, греческое ‘параклесис’ – воззвание, увещевание, утешение. Это призыв к действию – не сидеть сложа руки, пассивно взирая на происходящее. Послание оказывает поддержку и ободрение тем, дела у которых не идут гладко.

Павел видит Бога, Отца Господа Иисуса Христа, как знающего и видящего все наши проблемы и который в Своей любви утешает “нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает (паракалео) нас самих” (2 Коринфянам 1:4).

Это четвертое письмо, или второе Послание, было написано в ответ на просьбу братьев и сестер в Коринфе, искавших поддержки у апостола. Мы не знаем, как было принято ‘суровое письмо’, но можем представить искренность и горячность его молитв. Поэтому теперь он выражает свою радость и облегчение по поводу утешения, которое приносит Бог тем, кто искренне молится Ему.

Павел довольно хорошо знал, что хотя Бог в состоянии контролировать всё, происходящее среди Его слуг, Он использует других, как утешителей для тех, кто молится о помощи и руководстве. В это особое время, написав письмо, укоряющее братьев и сестер в их недостойном поведении, Павел не стал дожидаться исходя дела, да и не мог сидеть спокойно, и, оставив Ефес, предпринял путешествие по суше и по морю навстречу Титу, возвращавшемуся из Коринфа. Как и где они договорились встретиться, нам не сообщается, возможно, в Фессалонике или в Филиппах, но встреча была знаменательной. Тит принес добрые известия из Коринфа, которых так желал Павел. Сообщение Павла о том, что “когда  мы пришли в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи” (2 Коринфянам 7:5-7) показывает, какая буря бушевала внутри Павла, касающаяся исхода его третьего или ‘сурового’ письма. Затем бурная радость от встречи с Титом и волнующего известия о благополучном исходе, что дало Павлу основание полагать, что всё находится под контролем Небесного Отца. “Но Бог, утешающий смиренных (греч. ‘тапейнос’ – подавленный, униженный, потерявший рассудок [от горя]) утешил нас прибытием Тита”.

Мы не можем представить восторг Павла и Тита по этому поводу, и рассказа Тита, касающегося перемены настроений в коринфской церкви. Как показывает стих 7, это была не просто волнующая встреча двух друзей, а именно радость от перемены дел в Коринфе в лучшую сторону: “И не только прибытием его (Тита), но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался”.

Что касается апостола Павла, он был уверен, что его молитвы будут услышаны и отвечены не только прямым вмешательством Бога, но и благодаря его (Павла) собственной заботе о братьях и сестрах в Коринфе и сотрудничеству и помощи его верных учеников, подобных Титу.

Все четыре письма Павла, написанные церкви в Коринфе, имели одну цель: наставить, помочь и ободрить всех членов этой новой, сформировавшейся церкви.

Именно сам Павел с помощью своих близких соратников явился тем ‘утешителем’ для этой церкви, и не только благодаря своим посланиям, но истинной озабоченностью состоянием дел, желая всем сердцем укрепить, ободрить и укрепить их решение следовать примеру Господа Иисуса Христа.

Этот важный принцип не теряет своей актуальности и сегодня, что ясно вытекает из его слов в Деяниях 20:35 (несомненно написанных им будучи в Ефесе): “надо поддерживать слабых (греч. ‘астенео’ подразумевает слабых, как физически, так и духовно) и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать”. Эта фраза отсутствует в Евангелиях.

Да будем мы ‘утешены’ знанием того, что Бог через Господа Иисуса Христа знает все наши проблемы и трудности и сделает всё необходимое для их решения, если мы всецело доверимся Ему. Но и мы, в свою очередь, должны помогать и укреплять других теми средствами и способами, которые имеются в нашем распоряжении, чтобы следовать призыву апостола, вынесенному нами в заглавие: “Утешайте друг друга”.

Кейт Блейк (3.09.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.