Библейские проповеди
Псалмы и молитва
16.07.2000

Библейские чтения: Псалом 74.

Псалом, который мы прочитали сегодня, находится примерно в середине книги Псалмов. В нем непосредственно затрагивается тема молитвы, поэтому мне бы хотелось сегодня поговорить об этом. Через Новый Завет, скрепленный кровью Христовой, только и можем мы приблизиться приемлемым образом к Богу в имени Иисуса. Наши молитвы принимаются именно во имя Его. Но дух Христов пребывал и на Давиде, и на других псалмопевцах, поэтому в псалмах, написанных силою Святого Духа, также присутствует атмосфера молитвы, что, как нам известно, благосклонно принимается Богом.

Основание любой молитвы – признание всемогущества и величия Бога, и одновременно – слабости и ничтожности человека. Об этом много написано в Псалмах. «Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс.94:3). Видя Бога великим и непостижимым, псалмопевец восклицает при этом: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5). «Ибо перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» (Пс.89:5).

Вполне возможно осознавать величие Божие, но в то же время не понимать Его близости к человеку, возможности наших взаимоотношений с Ним. И пока мы не осознаем, насколько велика любовь Божия к человеку и сострадание к нему, и насколько реальна Его забота о каждом из нас, мы не сможем считать Его своим Отцом.

«Сзади и спереди Ты объемлешь меня» (Пс.138:5). Давид осознавал, что он окружен любовью Божьей, что Бог всегда с ним, и что Его никогда нельзя упускать из вида или не принимать во внимание. «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (Пс.3:6). «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое» (Пс.120:8).

Осознание постоянного присутствия Божьего ведет, естественно, к признанию действия Божьего провидения во всем, что происходит с нами. Давид говорил, побеждая врагов: «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас» (Пс.123:2,3). А в дни мирные, когда Давид покоился от врагов, именно Господь водил его к «тихим водам и тучным пастбищам».

Но Давид был такой же человек, как и мы. Он чувствовал, как чувствуем это и мы, приближаясь к Богу, греховную силу внутри себя. Только понимал он намного лучше нас, что рука Божья вовсе не коротка, и что Бог всегда силен спасти нас от зла. (Как свидетельствует об Иисусе Христе Павел, Он «может всегда спасать приходящих через Него к Богу»). Поэтому Давид и молится искренне Богу в оказании ему помощи и поддержке в подобной ситуации. «От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс.18:13,14). «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои» (Пс.138:23). Более того, раскаиваясь от всего сердца и смиренно ища прощения Божьего, Давид не сомневается, что Бог простит его, понимая слабость нашей человеческой природы. Было бы полезно поучиться у Давида, ибо очень часто мы проявляем маловерие в вопросе благости Божьей и милости в прощении наших прегрешений. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Из этих, идущих от всего сердца слов, мы можем видеть, как глубоко раскаивался в содеянном Давид, но и не сомневался, что обретет у Бога прощение. «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс.129:4).

Когда мы понимаем полную беспомощность нашу в присутствии Бога, возникает сильное желание быть наученным Им. И это желание становится всё сильнее и сильнее по мере возрастания духовного человека внутри нас. Подобное состояние отражено и в Псалмах. «Научи меня, Господи, пути Твоему», – сильное выражение, встречающееся не один раз. «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» (Пс.118:5). «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее» (Пс.118:35).

Давид понимал, что скорби, находившие на него, были порой именно частью Божьего научения его. «Благо мне, что я пострадал, дабы научится уставам Твоим» (Пс.118:71). Это такое состояние души, которое ведет ко всё большему постижению зависимости от Бога и доверию Ему. Писание повсюду свидетельствует, что перед лицом больших бед и тяжелых обстоятельств Давид всегда находил утешение в Господе. Бог был его защитой и убежищем, его скалой и силой, его солнцем и тенью.

Любой человек, имеющий подобные взаимоотношения с Богом и обнаруживающий в Нем кладезь любви и мудрости, чувствует себя не в состоянии должным образом отблагодарить Бога. Давид наверняка испытывал то же самое, ибо через все его псалмы проходит нота неизмеримой радости и благодарности (что обязательно должно присутствовать и в наших молитвах). «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс.102:1). Он принимал обличения от Бога, но также признавал Бога и источником всех своих радостей. «Ты обратил сетование мое в ликование» (Пс.29:11). «Ты исполнил сердце мое веселием» (Пс.4:8). «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» (Пс.91:2,3). Редко можно встретить псалом, где эта нота радости и благодарности не была бы вкраплена в ту или иную строку. К примеру, Псалом 117 и Псалмы 146-150 просто переполнены этим. И заканчивается книга Псалмов весьма знаменательным образом: «Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя».

Будучи возрожденным духом Божьим, Давид любил всё, исходящее от Бога, и ненавидел всё и всех, восстающих против цели Божьей. Псалмы обращены в будущее (как в действительности должны быть и молитвы всех святых), ко времени, когда земля будет наполнена славой Господней, и все люди воздадут Ему честь, которую Он заслуживает. «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс.2:6). «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.23:7). Когда Царь славы войдет в Иерусалим, действительно будет хороший повод для радости всех людей.

Как так получилось, что Давид смог всё преодолеть и прийти к пониманию путей Божьих, в то время как его сын Соломон, наделенный мудростью от самого Бога, потерпел неудачу? Давид был муж «по сердцу Божьему» (1 Царств 13:14). Это вовсе не потому, что он был безгрешен. Размышления над причиной этого, возможно, подвигнут нас следовать по его стопам, и тогда мы также будем людьми «по сердцу Божьему», то есть обретем благоволение  у Бога.

Иаков преуспел там, где пал Исав. Написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». А ведь Иаков был обманщик и уж конечно не без греха. Но одно у него было общее с Давидом: подобно тому он трепетал перед делами Божьими. Какого бы совершенства мы не достигли (на любом поприще), это не доставит никакой радости Богу, если отсутствует любовь к Нему и Его делам.

Давид и Иаков были угодны Богу потому, что хранили Его первую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».

Если наша любовь только тепла, будет ли Бог любить нас? Ни один человеческий отец не будет радоваться ребенку, который безразличен к его любви. Именно это имел в виду Давид, когда писал о любви Иисуса к Богу: «Ибо ревность по доме твоем снедает меня» (Пс.68:10). Вот пример для подражания: мы должны быть также ревностны к делам Божьим, как был наш Учитель и Господь.

Может возникнуть вопрос: учитывая неестественность человека восторгаться этим, как можем мы обрести любовь к делам Божьим? Ответ нам дан в Писаниях: «Ищите, и найдете» (Мф.7:7). Если мы обратим сердца к мудрости Божьей, раскрытой в Библии, будем молиться, будем делать добро ближним; и постоянно обращать на всё это наше пристальное внимание, мы обнаружим, как увеличивается наше понимание и углубляется любовь, а любовь и возрастает с пониманием.

Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем», – то есть преданные своему делу, целеустремленные, – «ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Хайдн Ашман (16.07.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.