Библейские проповеди
“Доброта”
19.03.2000

Для множества притч нашего Господа легко проследить их происхождение в Ветхом Завете: притча о Сеятеле в Исаии 55, указания о поведении в Луке 14:7-10, где речь идет о приглашенных на пир, имеют отражение в Притчах 26:6,7. Подобным же образом обстоит дело и с притчей о “добром самарянине”, которую можно обнаружить в сегодняшних чтениях из Нового Завета.

Доброта, внимание и нежность должны быть центром жизни всего Божьего народа. Осия не мог найти этих качеств в людях своего времени, он рыдает из-за того, что “благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая” (6:4), они просто не продолжительны! Они подобны росе на газонах около нашего дома, которая стремительно исчезает с появлением первых солнечных лучей. Они подобны пушистым краям облаков, которые исчезают перед вашими глазами, если вы ляжете на спину и понаблюдаете за ними прекрасным летним днем. Такой была их доброта: в данный момент есть, а уже через мгновение исчезает. Нет никакого постоянства.

Слово “доброта”, использованное в оригинале, то же самое слово, переведенное как “благость” в 2:19, и еще несколько раз переведено как “милость” в пророчестве Осии, включая и стих 6:6. Удивительно, что он ощущает присутствие доброты вообще, особенно, когда вы замечаете в пророчестве Осии (глава 6), что послание Божие адресовано Северному и Южному царствам: к Израилю, который он называет Ефремом, и к Иудее. Мы полностью согласны с идеей, что присутствовала некая набожность, немного доброты, немного любви среди двух колен Иуды. Они имели иногда праведных царей, как, например, Езекия и Иосия, которые делали все возможное от них, чтобы убедить людей поклоняться Всемогущему в духе и истине. Это не был сто процентный успех. Иеремия, пророчествовавший во времена Иосии, был послан выразить отношение Господа к народу словами: “…Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно…” (Иеремия 3:10). Как я полагаю, и вас удивит тот факт, что даже когда пророк говорит, что их доброта непродолжительна, он все-таки обращается к обоим царствам, соответственно признавая этим, что даже в Северном царстве присутствовало некое количество доброты.

Пророк обладал некоторым собственным опытом на этот предмет. Осия 1:1 сообщает нам, что он пророчествовал значительный период времени, включая время правления Ахаза. Именно в дни правления Ахаза (записано в 2 Паралипоменон 28:6), “избил Факей, сын Ремалиин, Иудеев сто двадцать тысяч в один день”. Далее объясняется, что Бог допустил это, потому что Иудея оставила Господа, Бога своего. Армия Северного царства в союзе с сирийцами нанесла поражение и опустошила Иудею от мужчин и женщин, сынов и дочерей, уведя их в плен, очистив землю от великого развращения. Это случилось в то время, когда пророк Одед пришел и, стоя перед победоносными солдатами, сказал им, что Бог позволил им победить только благодаря злым путям Иудеи, однако они зашли слишком далеко в своих действиях, захватив в плен женщин и детей. Одед был достаточно смел, утверждая, что Израильтяне были грешниками в глазах Господа. Несомненно, он предупреждал, что Всемогущий может подобным же образом выплеснуть Свой гнев и против Северного царства, если они будут продолжать поступать подобным образом. Я думаю, удивительно то, что Израиль, в котором мы зачастую не видим ничего доброго, послушался пророка. Ибо далее записано:

“И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию” (2 Паралипоменон 28:15).

Здесь, несомненно, заложена основа притчи о добром самарянине.

Господь Иисус Христос, превосходно знавший Писания, которого Самого обвиняли за то, что Он был “самарянином” (Иоанн 8:48), имел возможность описать в притче неспособность служителей Закона, священников и левитов, помогать скатывающимся под гору людям, находящимся под осуждением смерти, не имеющим никакой надежды, которые через некоторое время будут заключены в объятия смерти. Однако Тот, Кто был так часто презираем, был и является Спасителем человечества. Этот самый человек, как заявлял пророк, был послан с “благовестием”… “исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие (дверей) темницы” (Исаия 61:1). Подумайте о тех узниках во времена Осии, как они себя чувствовали, взирая на разрушенные дома, мертвые тела их мужей, отцов, сынов, на женщин и детей с разрывающимися от горя сердцами и слабой надеждой, которые к тому же теперь должны были идти в оковах в незнакомую землю.

И все-таки из всего этого (записи истории Иуды и притчи о добром самарянине) вытекает чувство доброты. Как только Израилю напомнили об их положении перед Богом, перед нами разворачивается картина, изображающая отборных людей, которые, ходя среди скорбящего множества, укрывают их, насыщают голодных, дают пить жаждущим, смазывают раны бальзамом и снабжают транспортом (ослами) тех, кто слишком слаб, чтобы идти. И в притче лежал израненный человек, не способный помочь себе сам. Несомненно, у всех прошедших мимо были веские причины, почему они не предложили ему помощь, только Один презираемый многими человек остановился на Своем пути и оказал помощь.

Когда мы понимаем эти довольно знакомые нам части Писания, вероятно, понимаем и эту притчу, рассказывающую о надежде, которую Господь принес в безнадежный мир, будучи приготовлен “заплатить цену”, и дав гарантию, что Он “придет снова”; какой урок мы извлекаем для себя?

Мы читали несколько дней назад в Евангелии от Луки, глава 3 об Иоанне Крестителе, который крестил в Иордане мужчин и женщин, предвещая о приходе Господа Иисуса Христа, выслушивая признания их грехов и уча тому, как они должны поступать в своей жизни. И мужчины и женщины приходили к нему, спрашивая “Что же нам делать?” Прежде всего, это были люди, которые уходили, получив напутствие быть добрыми в их отношениях друг с другом. Затем подходили мытари, представляющие группу людей, собиравших налоги для ненавистных римлян, и не забывавших набивать и собственные карманы. Они были отосланы с предупреждением быть честными. В конце пришли солдаты, задавая тот же самый вопрос. Нам не известно кем они были — солдаты из охраны Ирода, или римские центурионы — но Иоанн заповедал им «ни кого не обижайте» (Лука 3:14). Он также добавил, что они должны быть довольны своим жалованьем.

Однако давайте рассмотрим подробнее идею “не применения силы” в их жизни. Никто не сможет представить себе солдата, который не применяет силу. Применение силы и убийство являются частью его жизни, его ремеслом. Человек, который не выказывает силы, будет нежным, добрым человеком. Апостол Павел сказал довольно ясно в Послании ефесянам: ­­­­­­“Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (4:32). Неемия, в молитве Творцу, исповедует, что Бог является Богом “великой доброты”, а псалмопевец (возможно Езекия) в Псалме 116:2 вещает, что “велика милость Его (Господа) к нам”. Каждый из нас осознает это. Каждый день мы получаем от Него все необходимое для жизни, наши дома, нашу одежду и нашу ежедневную пищу. Несмотря на все происходящее в нашей жизни, мы уверены, что Он никогда не покинет и не забудет нас. Это понимание того, что “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. Эта уверенность драгоценнее всех земных сокровищ. Эта доброта подразумевает, что мы должны поступать по отношению к другим, проявляя доброту, милость и внимание ко всем, кого встречаем.

Однако более всего, мы вновь и вновь осознаем ту истину, что “верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников”. Как Павел писал римлянам: “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (5:8). Именно в хлебопреломлении наш разум снова останавливается на любви Божьей. Его милость настолько велика к нам, что наша глупость, наши явные грехи прощены и удалены от нас. Он никогда не вспомнит о них снова благодаря смерти Его Сына. Подобная доброта превыше нашего понимания. Поэтому давайте вкушать от хлеба и вина с благодарностью “доколе Он придет”.

Джэй Грин (19.03.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.