Библейские проповеди
Только в Боге есть надежда
10.06.2006

Иов, глава 14

Какая удручающая глава! Такой может быть первая реакция на слова Иова. И все же, при ближайшем рассмотрении, они говорят нам только то, что нам хорошо известно: жизнь коротка и полна проблем (стих 1); никто не может избежать смерти (стихи 2,5) или предотвратить процесс старения (стихи 18,22); смерть кладет конец всем надеждам и амбициям (стихи 10-12).

И если это все, что нас ждет впереди, у нас есть все права быть удрученными; как говорит Павел: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Коринфянам 10:19). Хотя разбираемая нами глава действительно мрачновата, Иов напоминает нам о надежде, которую мы все разделяем: «Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих. Ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои, и не подстерегал бы греха моего; в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою» (стихи 10-17).

Иисус говорит о гласе Сиона Божьего, обращенного к спящим в могилах (Иоанн 5:25-28). Он говорит нам, что, несмотря на то, что мы можем умереть до Его прихода, Он может вызвать нас из могилы.

Давайте посмотрим на пример того, как Бог вызволяет человека из могилы. (Обратимся к главе 11 Евангелия от Иоанна). Иисус говорит Своим ученикам (а значит и нам), что Лазарь уснул (стих 11) и, хотя по человечески это означало смерть (стих 14), он может быть «разбужен».

Это заявление делает нас очень счастливыми и снимает любое чувство, угнетающее нас. Об этом говорит нам Иисус (стих 10). Он сообщает ученикам (и нам), что им предстоит стать свидетелями демонстрации власти Божией над смертью. Его разговор с Мартой (стихи 21-27) затрагивает будущее, однако Иисус обращает его к настоящему моменту.

Стих 40 доносит до нас вопрос Иисуса к тебе и ко мне, независимо будем ли мы живы или уснем до момента Его прихода. Его молитва (стихи 41,42) – для тех, кто сомневается во власти Божией над смертью.

Стих 43 может быть поставлен за Иовом 14:10. Иов понимал, что Господь слышит его, и Лазарь действительно услышал голос Иисуса, зовущий его из могилы.

Лишь очень немногие люди ожидают своей собственной смерти. Иисус видел в Лазаре тень того, что очень скоро произойдет с Ним: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матфей 26:42). И все же Иисус знал, что Отец вызовет Его из могилы, чтобы Ему уже навечно быть с Ним (Псалом 10:10,11).

Какое же утешение мы можем получить из, казалось бы, такой унылой главы!

Аввакум, глава 1

Аввакум, подобно Иову, сознавал неотвратимость законного финала жизни и, подобно Иову, обращался к Богу за ответом. Он видел, что развращенные, неверующие мужчины и женщины, казалось, процветают более в этой жизни, чем те, кто верует в Бога. Несправедливость и жестокость царят повсюду, как бы не сдерживаемые Богом, и даже, с человеческой точки зрения, игнорируемые Им (стихи 2-4)!

Мы все можем понять Его чувства относительно страданий в мире, – ничего не меняется, как постоянно твердят средства массовой информации, или как мы видим собственными глазами. Повсюду в мире страдания и отчаяние и, несмотря на добрые намерения людей, мало что можно сделать поводу этого, скорее наоборот, дела идут все хуже и хуже. Многие стараются обвинить в этом Бога или используют это как аргумент в защиту своего неверия в Него. Хотя мы и вооружены верой, это вовсе не означает, что мы никогда не чувствуем отчаяния или гнева за то, что творится вокруг нас. В самом деле, было бы ошибкой полагать, что мы имеем иммунитет к страданиям других. Подобно Аввакуму мы подчас взываем: «Почему?!» Ответ Господа ему (стих 5) может быть в равной степени отнесен и к нам, живущим на пороге двадцать первого века. Нам приказано смотреть между народами, то есть следить за знамениями времени, потому что Бог собирается совершить такое невероятное (с человеческой точки зрения) дело, что изумится вся земля.

Современный «Вавилон» проснется, как покажется беспрепятственно, через весь Ближний Восток, захватывая и Израиль, в точности, как видел это Аввакум (стихи 6-11). Бог использует жестоких людей как инструмент в продвижении своих целей. Вспомните попытку Гитлера уничтожить евреев. Миру это покажется безумием, – но он исполнил пророчество книги Второзаконие 28.

Наш разум сосредоточен сегодня на смерти нашего Господа, Который также пострадал от жестоких людей; снова для окружающих в этом мало смысла.

Но вот где необходима наша вера. Мы можем иногда, подобно Аввакуму, стараться понять, почему Бог действует так, а не иначе, но мы никогда не должны терять из виду тот факт, что величайшая жертва была принесена ради нас, чтобы спасти каждого из нас. Иисус отдал Свою жизнь, чтобы спасти нас от величайшего врага – смерти, которого никто из нас не может победить в одиночку.

Мы опять, совершив полный круг, вернулись к Иову, – человек смертен!

1 Петра, глава 2

Наше чтение из Нового Завета напоминает нам, чьи мы и как мы должны строить свою жизнь. Прочитайте стихи 22-25 предыдущей главы. Здесь тончайшая связь с вышеразобранными частями Ветхого Завета. Петр делает ударение на том, что мы должны заново родиться. Почему? Он отсылает нас к пророку Исаии 40:68, напоминая, как быстротечна и ничтожна наша жизнь.

Глава 2 начинается словом «итак», знаменуя следующий этап в его заповеди к нам.

Внимательное чтение перечня тех черт характера, которые мы должны «отложить», открывает наши глаза. Злоба, лицемерие, зависть – довольно трудны, чтобы сокрыть их от взора других, даже если постараться. Злобная речь, тем не менее, не может быть спрятана, и это внешний признак, что и остальные пороки находятся в полном развитии. Бог, конечно, в силе взглянуть нам в сердце и разум, так что все наши сокрытые мысли у Него как на ладони. Петр посвящает оставшуюся часть главы, во-первых, напоминанию, что мы – «род избранный» (стих 9), и должны считать себя на земле «пришельцами и странниками» (стих 11) и, во-вторых, дает практические советы, как жить по правилам, установленным Богом.

Мы собрались здесь для воспоминания о «камне живом» (стих 4). Хлеб и вино напоминают нам о неприятии, которое пережил Христос от людей. Для большинства Он продолжает оставаться простым камнем, ни чем не отличающимся от других. Эта ошибка – либо по невежеству, либо сознательная – ведет к смерти (стих 8), что также показывают Иов и Аввакум. Мы – «род избранный», ибо признаем Иисуса за того, кем Он в действительности и является, и видим дальше Его распятия на кресте (стихи 9,10).

Какими же счастливыми мы должны быть, братья и сестры. Но это не то надменное счастье, за которым гоняются люди в мире, стараясь придать смысл своей жизни. Наше счастье – внутренний покой и мир, уверенность в будущем, это заметно проявляется в том образе жизни, какой мы ведем. Начиная со стиха 11 и до конца главы, мы получаем четкие инструкции, как организовать нашу жизнь. Конечно, на нашем жизненном пути будут печали и невзгоды, и даже минуты отчаяния, но Христос выдержал все и может поддержать нас на нашем жизненном пути. Что никогда не должно покидать нас – это глубоко заложенная в нас вера, что Христос умер за каждого из нас, и поэтому наше будущее определено.

Петр устанавливает перед нами высокие стандарты (стих 20). Это особенно трудно и идет вразрез с «человеческой природой». Но Петр напоминает (стихи 21-24), что Христос оставил нам пример для подражания, «дабы мы шли по следам Его».

Давайте сведем все вместе:

Иов напоминает нам о порочности нашей смертной природы, – без Бога человеческая жизнь пуста и ничтожна. Тем, кто верует и старается жизнь по повелениям Божиим, нет нужды впадать в отчаяние, ибо Бог выведет их даже из могилы.

Аввакум смотрит на проблему с глобальной точки зрения. Он ставит перед Богом вопрос о проблеме человеческого страдания и порочности позиции жизни людей недостойных. Мы можем огласиться с этим. Бог отвечает, что все находится под Его контролем, и Он продолжает осуществлять Свой план в этом кажущемся хаосе. Нет нужды впадать в отчаяние.

Петр подводит нас к Надежде, которую мы разделяем, и к уверенности в определенности нашего будущего. Мы должны быть живыми камнями и примерами для тех вокруг нас, кто еще не знает Иисуса Христа. Приступая к хлебу и вину, нам нужно помнить о великой привилегии, которая у нас есть, и помнить, что мы «возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (стих 25).

Иан Лосан

Книги: , ,  |

Комментарии закрыты.